Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Адель,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Известно, что поцелуй жениха и невесты является неотъемлемой частью свадебной церемонии в нееврейском мире. Причем этот обычай существует практически у всех народов. Поэтому Ваш вопрос очень актуальный: а как же ведут себя евреи? Давайте попробуем вкратце разобрать этот вопрос.

Талмуд (Бава Батра 58а) описывает, как в Будущем мире праотец Авраам лежит в объятиях Сары и она перебирает ему волосы, вычесывает. Во времена Талмуда это считалось проявлением близости между супругами и было разрешено только в отсутствие других людей. Один из мудрецов Талмуда смог увидеть праотца и праматерь за этим занятием только потому, что в Будущем мире отсутствует йецер а-ра («дурное начало») и такое поведение не запрещено даже при чужих людях.

На основании этого автор комментария «Нимукей Йосеф»[i] делает вывод, что в обычной ситуации такое поведение или какое-либо другое проявление близости на людях будет нарушением правил приличия. ТАЗ[ii] (Эвен а-Эзер 21:1) добавляет: кроме того, что подобные действия являются нарушением правил скромности (цниют), они также вызывают у тех, кто их видит, мысли о близости между мужчиной и женщиной.

Этот закон приводится и в Шулхан Арухе[iii] (Рамо[iv], Эвен а-Эзер 21:5), где сказано, что прилюдные проявления близости запрещены даже по отношению к собственной жене.

Получается, что этот запрет распространяется и на прилюдные объятия и поцелуи.

Является ли свадебная церемония исключением? Нет. В галахических книгах (книгах по еврейскому Закону) сказано, что жених после хупы ведет невесту за руку, а обычно муж и жена не поступают так на людях. Но чего-то более «продвинутого» мы не находим ни в галахической литературе, ни в еврейских обычаях.

Поясним: разумеется, иудаизм не запрещает объятия и поцелуи между мужем и женой. Просто проявления близости стоит оставить на то время, когда супруги остаются наедине, ведь тогда это — по-настоящему проявление взаимной любви.

К сожалению, в современном мире представление о приемлемом поведении между супругами часто черпается из голливудских мелодрам. Но в еврейской Традиции известно: когда сокровенные моменты выставляют на всеобщее обозрение, то в конечном счете они теряют свою ценность и значимость.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Йосеф Хавива (годы жизни приблизительно 5100-5180 / 1340-1420, Королевство Арагон: Испания — Франция) — знаменитый законовед, автор книги «Нимукей Йосеф» («Аргументы Йосефа») — комментария на кодекс Рифа. В классических изданиях Талмуда его комментарии печатаются в приложении, рядом с основным текстом Рифа, — в тех томах, к которым не сохранился комментарий Рана, учителя раби Йосефа.

[ii] Раби Давид бар-Шмуэль а-Леви (ТАЗ; 5346-5427 / 1586-1667, Волынь, Белоруссия, Польша, Моравия, Украина) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения; автор книги «Турей Заав» — развернутого комментария к кодексу Шулхан Арух.

[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона (первое издание завершено в 5325 / 1565). Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим из законоучителей всех поколений.

[iv] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа», ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.