Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

10 блиц-ответов на вопросы во время войны

Темы: Война, Суббота, Молитва, Болезни, Опасность, Спасение жизни, Страх

Отложить Отложено

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию 10 вопросов, которые чаще всего задавали на нашем сайте во время войны.

1. В каких случаях разрешено вызывать силы безопасности, скорую помощь и т.п. в субботу?

2. Разрешено ли сопровождать больного или раненного в больницу в субботу?

3. Разрешено ли нарушать субботу, когда кто-то пропал?

4. Разрешено ли нарушать субботу, чтобы попасть в бомбоубежище во время сирены?

5. Разрешено ли в субботу включать свет в бомбоубежище?

6. Разрешено ли в субботу брать с собой телефон в бомбоубежище?

7. Есть ли какие-либо предписания в отношении молитвы во время войны?

8. Можно ли читать Тэилим и особые молитвы в субботу во время войны?

9. Что делать, если сирена прозвучала во время молитвы Амида?

10. С какого места продолжать молитву?

 

Отвечает рав Яков Шуб

1. В каких случаях разрешено вызывать силы безопасности, скорую помощь и т.п. в субботу?

В любой ситуации, когда есть опасность для человеческой жизни, даже когда это только сомнение, разрешено нарушать субботу ради ее спасения. Это включает в себя и вызов скорой помощи, служб безопасности и т.п.

Следует отметить, что это субъективный фактор. Например, если обычный человек, не имеющий медицинского образования, по ситуации, в которой он находится, оценивает состояние больного как опасное, уже разрешено вызвать скорую помощь. Это же относится и к вызову сил безопасности. Понятно, что в таких случаях стоит руководствоваться здравым смыслом.

2. Разрешено ли сопровождать больного или раненного в больницу в субботу?

Разрешено сопровождать больного в больницу. Возможно, понадобится какая-то информация о больном или его состоянии и т.п. или необходимо будет принять какие-то решения по вопросам лечения больного.

3. Разрешено ли нарушать субботу, когда кто-то пропал?

Если человек пропал и есть вероятность, что он находится в опасности, разрешено нарушать субботу, чтобы его найти.

4. Разрешено ли нарушать субботу, чтобы попасть в бомбоубежище во время сирены?

Изначально необходимо подготовить всё необходимое (например, включить свет, расчистить дорогу и т.п.) до субботы. Если этого не сделали и для того, чтобы попасть в бомбоубежище, необходимо совершить действия, связанные с нарушением субботы, то это разрешено. По возможности желательно сделать это измененным способом.

5. Разрешено ли в субботу включать свет в бомбоубежище?

Как было сказано выше, свет в бомбоубежище следует включить до субботы. В обычной ситуации, когда речь идет о ракетном обстреле, разрешено включать свет, только если в бомбоубежище находятся дети, которым страшно. В таком случае, если возможно, лучше, чтобы свет включил ребенок измененным способом. Если это невозможно, то и взрослый может включить свет обычным способом.

Если у взрослого начался приступ паники, который может представлять собой опасность, поступают так же, как и в ситуации с ребенком.

6. Разрешено ли в субботу брать с собой телефон в бомбоубежище?

Сегодня в обычной семье есть несколько телефонов, поэтому изначально (особенно, когда речь идет о защищенной комнате в квартире) желательно положить телефон в эту комнату, чтобы можно было в случае необходимости вызвать спасателей и т.п. Телефон является таким видом мукце (кли ше-мелахто ле-исур — предмет, предназначенный для работы, запрещенной в субботу), который разрешено переносить, чтобы использовать его разрешенным способом или использовать место, где он находился. Поэтому, если телефон заранее не положили в защищенную комнату, разрешено взять его туда с собой.

Нельзя пользоваться телефоном, чтобы смотреть новости и быть в курсе событий.

7. Есть ли какие-либо предписания в отношении молитвы во время войны?

Как известно, существует спор ришоним («ранних» комментаторов, живших в период с конца 11 до начала 15 веков), является ли заповедь молиться обязанностью из Торы или постановлением мудрецов. По мнению Рамбама[i], молиться хотя бы один раз в день — заповедь Торы, по мнению Рамбана[ii], молитва — постановление мудрецов. Но даже по мнению Рамбана во время войны, эпидемии или иных бедствий заповедь молиться — из Торы. Более того, Сефер а-Хинух[iii] (мицва 433) добавляет: тот, кто не молится в тяжелой ситуации, нарушает повеление Торы.

8. Можно ли читать Тэилим (Псалмы) и особые молитвы в субботу во время войны?

Обычно в субботу не читают Тэилим и не устраивают особые молитвы, когда есть какие-либо проблемы. Однако во время войны, когда люди подвергаются опасности, разрешено читать Тэилим и устраивать особые молитвы.

9. Что делать, если сирена прозвучала во время молитвы Амида?

Если человек находится в небезопасном месте, то во время молитвы Амида разрешено прерваться и, не разговаривая, перейти в безопасное место и там продолжить молитву. В случае необходимости можно и разговаривать.

10. С какого места продолжать молитву?

Молитву продолжают с того места, где ее прервали. Но если с момента, когда молитву прервали, до того момента, когда есть возможность ее возобновить, прошло время, за которое можно закончить всю молитву, то ее начинают заново.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] «Книга Воспитания», свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Заповеди расположены в порядке недельных разделов Торы, параллельно приводятся законы, принятые мудрецами на основании этих заповедей. Книга издана анонимно, на титульном листе указывается: «Комментарий одного из Первых мудрецов». Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и был левитом. Многие ученые на основании анализа текста предполагают, что труд составлен известным сефардским мудрецом раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.