Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как «работает» молитва за больных?

Темы: Испытание, Мудрецы, Исправление, Наказание, Раскаяние, Заповеди, Молитва, Благословение, Болезни

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, часто слышу просьбы молиться за других людей, которые болеют. Как работает такая молитва, как и когда нужно молиться? Заранее благодарен, Марк

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Марк,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Общеизвестно, что из всех физических потребностей человека на первом месте стоит именно здоровье. Какая польза человеку от всех денег и золота мира, если он болен и страдает. Мы обращаемся к врачам за лечением, но при этом должны понимать, что в конечном счете результат приходит от Того, Кто исцеляет больных, — Всевышнего. Поэтому молитва играет ключевую роль в исцелении больного.

Молитва больного о своем выздоровлении

Но прежде, чем говорить о молитве других людей за больного, отметим: согласно мидрашу (Берешит Рабба 53:14), молитва больного за самого себя, за свое исцеление «принимается» Наверху лучше, чем молитвы других за него. И это понятно, ведь сам человек чувствует свои страдания сильнее других.

Болезни зачастую посылаются человеку в качестве наказания или испытания, поэтому молитва больного за себя — это своего рода часть раскаяния и исправления, необходимая для излечения.

Поэтому очень важно, чтобы кроме других и сам больной молился за себя и просил Всевышнего о прощении и исцелении.

Есть ли особая заповедь молиться за исцеление больных?

Как известно, существует спор между Рамбамом[i] и Рамбаном[ii], является ли молитва заповедью Торы. По мнению Рамбама, молитва — заповедь Торы, как сказано: «…и служить Ему всем сердцем вашим» (Дварим 11:13). А по мнению Рамбана, это заповедь мудрецов. Однако Рамбан также полагает, что когда на общину обрушиваются невзгоды — войны и любые другие бедствия, — то молитва о спасении от них заповедана Торой.

И хотя Рамбан говорит о бедствиях, которые обрушиваются на всю общину, некоторые комментаторы считают, что есть обязанность молиться и за отдельных людей, находящихся в тяжелой ситуации, в частности — за больных.

Например, Рамбам упоминает эту обязанность как часть заповеди навещать больных. А Рамо[iii] (Йорэ Дэа 335:4) приходит к выводу: даже если человек посетил больного, но при этом не помолился за него, то он заповедь навещать больных не выполнил.

Молитва мудреца Торы за больных

Талмуд (Бава Батра 116а) говорит: человек, в доме которого кто-то заболел, идет к мудрецу Торы, чтобы тот помолился за больного. Этот закон приводится у Рамо (Йорэ Дэа 335:10). Т.е. к молитве больного за себя необходимо добавить молитву праведного мудреца Торы.

Один из комментаторов-ришоним[iv], Нимукей Йосеф[v], сообщает, что у евреев Франции был такой обычай: приходить к мудрецу Торы за благословением, когда в доме кто-то заболевал. И сегодня мы зачастую видим, как люди обращаются к мудрецам Торы за молитвой и благословением.

Однако другой «ранний» комментатор, Меири[vi], объясняет эти слова Талмуда иначе. По его мнению, к мудрецу Торы идут, чтобы он научил, как лучше молиться за больного. Тогда получается, что молитва близких и больного за самого себя считается более действенной, а мудрец Торы только помогает правильно использовать это «оружие».

Молитва других людей за больного

Мы узнали, как важна молитва мудреца Торы за других людей. А каково влияние молитвы родственников и близких за больного?

Как упоминалось, зачастую болезни — это своего рода испытание или наказание, которое посылает Всевышний. Когда человек сам молится за свое исцеление, он находится, так сказать, «в фокусе», Наверху проверяются его дела: насколько он достоин, чтобы испытание или наказание (в данном случае болезнь) было отменено.

Но когда за него начинают молиться и другие люди, «фокус» становится шире. Теперь принимается во внимание также боль и страдание других людей, которые волнуются за этого человека и выражают свои чувства в молитве. Понятно, что родственники и близкие изливают эту боль в молитве более усердно, но когда за больного молятся и незнакомые люди, это также засчитывается. Получается, когда болезнь человека волнует многих и «мешает» им, то есть гораздо больше шансов, что она будет отменена.

Более того, Талмуд (Бава Кама 92 б) говорит: молитва того, кто просит помочь другому и сам нуждается в такой же помощи, принимается в первую очередь. Т.е. если человек сам нуждается в исцелении и при этом молится за других больных, то, вероятно, исцеление придет сначала к нему. Это «работает» на основе принципа «все евреи ответственны друг за друга». Т.е. боль другого человека — в определенной мере и моя боль, поэтому, когда я молюсь за другого, это является одновременно и молитвой за себя.

Как правильно молиться?

Приведем некоторые рекомендации, как правильно молиться за больных:

— Молясь об исцелении, необходимо назвать еврейское имя больного, а также имя его матери. Если неизвестно имя матери, можно упомянуть и имя отца. Если неизвестно еврейское имя больного, называют любое его известное имя или фамилию. (Если имена родителей неизвестны, можно говорить «сын Сары» или «сын Авраама»).

— Мать, которая молится за выздоровление ребенка, говорит просто «дочь моя» и называет её имя или «сын мой» и его имя (без упоминания имени матери).

— Талмуд говорит, что Шхина (Б-жественное присутствие) пребывает в изголовье кровати больного. Поэтому если больной находится там, где происходит молитва, нет необходимости упоминать его имя, так как понятно, о ком идет речь.

— Нет необходимости упоминать титулы и звания больного в молитве, т.е., не надо говорить, например, «рав такой-то» или «профессор такой-то», а только имя больного и имя его матери.

— Можно просто молиться о выздоровлении в любое время, а можно добавить личную просьбу в молитве Амида — в благословении об исцелении или в благословении «Шма колейну» («Услышь голос наш…»), или в самом конце молитвы Амида. В субботу после чтения Торы во многих общинах также произносят особую молитву за исцеление больных «Ми ше-Берах» («Тот, Кто благословил наших отцов… исцелит и больного…»).

— Желательно, чтобы молитва минимального формата содержала: имя Всевышнего (обычно не называют именно святые Имена, достаточно просто сказать: «Кадош барух hу» — «Святой, благословен Он» — или «А-Шем»), просьбу об излечении, имя человека, а также добавить, что мы молимся не только о нем, но и о других больных.

Соответственно минимальная молитва по-русски может звучать приблизительно так: Всевышний, пошли скорейшее выздоровление Такому-то, сыну Такой-то, вместе с другими больными еврейского народа.

Да пошлет Всевышний скорейшее выздоровление всем больным еврейского народа.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских законоучителей, автор книги «Мапа», ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[iv]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 веков.

[v] Раби Йосеф Хавива (приблизительно 5100-5180 / 1340-1420; Королевство Арагон: Испания — Франция) — знаменитый законовед, автор книги «Нимукей Йосеф» («Аргументы Йосефа») — комментария на кодекс Рифа. В классических изданиях Талмуда его комментарии печатаются рядом с основным текстом Рифа — в тех томах, к которым не сохранился комментарий Рана, учителя раби Йосефа.

[vi] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.