Темы: Суббота, Еда, 39 мелахот, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно в блогах на Вашем сайте посмотрела интересный ролик о том, как готовить суши. В результате у меня возник вопрос, а можно ли приготовить суши в Шаббат?
Большое спасибо за интересный вопрос. Разрешено готовить суши в субботу при условии, что все ингредиенты были приготовлены до субботы. Давайте разберем вопрос подробнее.
Понятно, что те ингредиенты блюда, которые нуждаются в термообработке, должны быть приготовлены до субботы. В частности, рис необходимо сварить до наступления субботы.
Если рыба, которая входит в состав суши, используется в сыром виде, с ней, понятно, нет проблем. Но, если ее предварительно засаливают, то это необходимо сделать до субботы. Засаливать в субботу запрещено мудрецами, поскольку это действие похоже на дубление кожи, которое запрещено Торой (Мишна Брура 321:21). Кроме того, если такую рыбу не принято есть в сыром виде, ее нельзя будет переносить, поскольку она является мукце (Шулхан Арух 308:32).
Разрешено ли распределить рис по поверхности водорослей, в которые потом будут заворачивать суши, не является ли это разглаживанием (мемахэк)? С этим также нет проблемы, поскольку рис уже сварен и готов к употреблению. Кроме того, в данном случае целью действия является равномерно распределить его по поверхности водорослей, а не сделать поверхность рисового слоя гладкой (Рамо 321:19, Беур Галаха, там же).
Не является ли соединение всех ингредиентов строительством или «последним ударом» (маке бэ-патиш)? Со строительством нет проблемы, поскольку ингредиенты суши соединяют не с целью скрепить их вместе и разгладить, а только для того, чтобы есть вместе. Поэтому приготовление суши не похоже на склеивание инжира, которое запретил Маген Авраам (340:17), или приготовление яичного салата, о котором говорил Кицур Шулхан Арух (80:25).
Точно так же соединение всех ингредиентов и получение конечного продукта не является «последним ударом», поскольку каждый ингредиент в отдельности пригоден к употреблению в пищу. Кроме того, запрет «последнего удара» не распространяется на пищу (Мишна Брура 318:36, Беур Галаха, там же).
Разрешено ли разрезать суши? Запрет разрезать (тохен) распространяется только на продукты растительного происхождения и только когда их нарезают на мелкие кусочки. Поэтому нет проблемы разрезать суши после того, как свернули, даже если блюдо содержит в себе овощи, т.к. их не нарезают мелко.
Получается, нет никакой проблемы с тем, чтобы приготовить суши в субботу. Но обычно приготовление этого блюда заканчивают раньше, чтобы не утруждать себя лишней работой в субботу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Гади Поллак
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Вильям Баткин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.