Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Б-г может гневаться из-за чьих-то действий, если всё происходит по Его же плану?!

Темы: Цель творения, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Идолопоклонство, Гнев

Отложить Отложено

Добрый день, в связи с недельной главой Шмот возник вопрос: написано, что Всевышний разгневался. Значит, Он был недоволен чьими-то действиями. Но как такое возможно? Ведь всё происходит по Его же плану, и Он знает всё, что будет! Более того, как может Б-г гневаться: мы же знаем, что Он соблюдает заповеди, как и мы, евреи, а нам сказано, что гнев подобен идолопоклонству? Рафаэль

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Рафаэль!

Если я правильно понял, Вы, по сути, задаете два вопроса о гневе Б-га.

Первый вопрос: гнев — это когда что-то не по-моему, что-то мне мешает, нарушает планы. Как может тогда гневаться Б-г? Ведь всё в мире происходит по Его воле, в соответствии с Его планом.

Особое раздражение у нас вызывают неожиданные неприятности и помехи: человек думал, что всё будет хорошо, что он достигнет, насладится, отдохнет, и уже на это настроился, и вдруг — нет! Но Б-г знает всё, что будет, поэтому для Него неприятных неожиданностей быть не может.

Второй вопрос: о гневе сказано, что он подобен идолопоклонству, настолько он плох и неприемлем. Как же может Б-г делать то, что неприемлемо?

Попробуем разобраться.

Уподобив гнев идолопоклонству, Талмуд (Шабат 105 б) поясняет: так действует дурное начало (йецер а-ра) — сначала говорит человеку: сделай так, потом — сделай так, пока тот не дойдет до идолопоклонства.

То есть проблема в том, что, впадая в гнев, человек теряет контроль над собой, теряет голову.

Поэтому мудрецы говорят также (Псахим 66 б): если тот, кто гневается, — мудрец, его мудрость улетучивается, если пророк, пророчество улетучивается. И приводят в пример ситуацию не с кем-нибудь, а с Моше Рабейну, величайшим праведником и мудрецом в истории: стоило ему на секунду разгневаться, как из его памяти тут же улетучился закон, который он собирался преподать, и пришлось это делать Элазару (Бемидбар 31:14-21).

Когда человек теряет контроль над собой, он способен на что угодно. Конечно, сразу самые тяжкие грехи он совершать не будет, но может достаточно быстро до них докатиться, ибо в гневе у него отказали тормоза, помутился разум.

Понятно, что у Б-га такого гнева быть не может — Он всегда всё контролирует.

Но есть и другой тип гнева, о котором говорит Рамбам[i] (Ильхот Деот 2:7): иногда отцу приходится «навести» страх на детей или начальнику на подчиненных. В таком случае ему разрешено прикрикнуть и продемонстрировать гнев, но внутри при этом следует оставаться спокойным.

Понятно, что именно такой тип гнева может «демонстрировать» Б-г — именно демонстрировать, но не впадать в него.

Теперь можем понять ответ и на другой вопрос: как Б-г может испытывать гнев, означающий раздражение происходящим, если всё происходящее запланировано Им Самим?

Простой ответ — Б-г гнева не испытывает, Он его демонстрирует. Он заранее знает, что будет, но человек должен знать, что определенные его действия неугодны Б-гу, а гнев — демонстрация этого. Даже если не следует наказания, один гнев служит сигналом.

С какой целью Б-г сотворил мир и поместил в нем человека? Не просто затем, чтобы всё текло и было «хорошо» — зачем вообще что-либо создавать и запускать? Всё это делается для того, чтобы человек получил возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому как Воспитатель Б-г может проявить гнев с целью показать человеку, что тот или иной поступок недопустим, что человеку надо исправиться, улучшиться. Это часть самого плана.

Как цель строительства школы — воспитание детей, но само это означает, что иногда директору и учителям придется на этих детей кричать, совсем без этого обычно не бывает. Это не значит, что недовольство означает: что-то пошло не по плану. Это часть самого плана. В конечном счете, дети станут достойными взрослыми, но пока что им надо продемонстрировать недовольство.

Другое дело, что этот вопрос уже «граничит» с другим, более фундаментальным: как у человека может быть свобода выбора (и, соответственно, как он может быть награжден или наказан за свои действия), если всё на свете происходит по Воле Б-га и Его плану?

Гнев Б-га, даже если это только демонстрация, подразумевает, что человек сделал что-то не так и должен исправиться. Но если всё по воле Б-га, то и поступки человека — тоже, он всего лишь Его марионетка, и нет смысла на него гневаться, и не за что его награждать или наказывать.

Исчерпывающее обсуждение этой темы выходит за рамки данного ответа — да и полностью нам этого не постичь. Но скажем сейчас лишь вкратце то, что понять можно:

Поскольку цель сотворения мира и человека, как мы упоминали, — самосовершенствование человека и получение за это награды, свобода выбора при этом нужна по определению. Поэтому изначально Б-г заложил в творение: в своей ситуации человек всё-таки имеет свободу выбора. Б-г дал ему такую автономию. Но в то же время Он предвидит его выбор, поэтому изначально ставит человека в ту ситуацию, в которой его поступки приведут именно к запланированному Свыше результату.

Например, Он предвидел, что Гитлер решит убить всех евреев, до которых дотянется. Поэтому поместил его в то время и то место, где его решение привело к запланированному заранее результату: концу истории европейского еврейства к середине 20-го века и перемещению основных центров еврейской жизни в Америку и Израиль. В тех местах эта жизнь была построена уже совсем по-другому, с другими достоинствами и недостатками. Это должно было произойти тогда и там. Но Гитлера это не освобождает от наказания: сам он действовал по выбору, никто его не заставлял.

А один знакомый раввин привел мне такой пример: когда на еврейской свадьбе танцуют, иногда становятся в ряды друг против друга и наступают-отступают: один ряд идет вперед, а тот, что напротив, — назад, а потом наоборот. Вот и исторический процесс так: всё движется в одном направлении, туда, куда повернет Б-г, но одни люди идут туда лицом вперед, а другие — спиной вперед. Процесс в любом случае приведет к запланированной ситуации, но человек придет к ней правильным или неправильным образом: либо продвинется в пути, либо деградирует.

Поэтому если в такой ситуации человеку демонстрируется гнев Б-га, это означает: хотя результат действия человека был запланирован, выполняя само действие, он сделал неправильный выбор, повернулся так, что идет к деградации. Поэтому он получает сигнал: это плохо, надо исправиться! И, если действительно исправится, Б-г поставит его в ситуацию, где запланирован уже результат, к которому приведет правильный выбор.

С уважением, Меир Мучник

 

[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.