Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разве у евреев есть свой Б-г? Как Его зовут?

Темы: Избранность, Дарование Торы, Заповеди, Пророки, Праотцы, Свидетели, Имя Творца, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Хотела бы узнать по поводу имени Бога. Имеет ли Бог имя? Много говорят про имя Яхве и что он еврейский бог. Так ли это? Разве евреи имеют своего Бога? Яна

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Яна!

Да, Б-г имеет Имя. Более того, у него много Имён, и каждое из них открывает одну из сущностей, одно из Его проявлений в этом мире. Имена, которыми человек определяет Б-га, например, Творец, Царь царей, Царь Вселенной, Создатель, — это Имена и Качества, которые Б-г Сам открыл нам через наших праотцев и пророков.

Одно из Имён можно перевести, как Сущий, то есть — Существующий вне известных нам понятий, таких, как время и пространство. Есть Имя, определяющее Его как Властителя всех природных сил, а также — как Судью. Более того, весь текст Пятикнижия, Торы — не что иное, как сплошная вязь Имен Б-га.

Как именно произносятся Имена? Зачастую это — тайна, известная лишь немногим. Это связано со строгим запретом произносить Имена вне рамок, которые Он Сам определил для этого. Произнесение этих Имён вне разрешённого контекста или, как это ещё называют, всуе, — одно из серьезнейших нарушений еврейского Закона.

Одно имя Всевышнего все-таки получило в священных книгах название Шем а-Эцем — «Собственное» имя, несмотря на то, что, конечно же, и это имя не говорит о сущности Всевышнего (ведь её невозможно определить). Это четырёхбуквенное Имя Йуд-Кей-Вав-Кей.

Несведущие люди, неверно передают его русскими буквами «Яхве». Однако по еврейской традиции из уважения к этому Имени мы не произносим его так, как оно написано — Йуд-Кей-Вав-Кей; мы произносим Адой-ной (Господь).

Еврейским — нашим — Б-гом мы называем Его потому, что Он Сам выбрал нас быть народом, который должен своей жизнью и исполнением заповедей Торы свидетельствовать о Его существовании, напоминать людям, что этот мир не бесхозен и существует Суд, и существует Судья.

Когда люди встречают еврея, соблюдающего заповеди, они, согласно замыслу Творца, должны вспоминать о Том, Кому он служит. И, соответственно, о том, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки. И что за дурные дела неминуемо придёт расплата, а за добрые человек будет награждён.

Кстати, такое напоминание не всем приходится ко двору и не всегда по вкусу, и это — одна из причин антисемитизма.

Творец открыл Себя всему человечеству лишь однажды. Это случилось почти три с половиной тысячи лет назад, вскоре после исхода евреев из египетского рабства, у горы Синай. Именно там Б-г обратился к миллионам евреев и передал им Тору, как ее Письменную, так и ее Устную части.

Это обращение было слышно всему миру, но готовность принять на себя безусловное исполнение заповедей Торы выразили лишь евреи. Остальные народы, по тем или иным причинам, подчинить в полной мере свою жизнь Воле Творца, как она изложена в Торе, отказались.

С тех пор, то есть с Синайского Откровения, мы стали Его народом, а Он — нашим Б-гом. Тора — Учение, Наставление, — полученная непосредственно от Творца, навечно стала нашим уделом и зафиксировала особую, уникальную связь между Б-гом и еврейским народом.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.