Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое «мысли сердца»?

Темы: Мысли, Душа, Каббала, Желание, Сердце

Отложить Отложено

Доброго времени суток.

Возник вопрос касательно понятия «мысли сердца», как, например, в стихе: «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Бытие 6:5).

Как я понимаю, про сердце говорится, что это обитель духа/руах, и понятие «руах» связано с понятием «чувственность». Помогите понять, что такое мысли сердца, если можно, дайте отсылку на доступный материал.

Если я что-то неправильно понимаю, подскажите.

Спасибо Вам за ваши труды! Павел

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Павел!

Спасибо за интересный вопрос. Он занимает и меня тоже. Чтобы в более ясной форме построить ответ, приведу сначала информацию, на которой Ваш вопрос, если я правильно понимаю, основывается.

В еврейской душе различают пять аспектов — уровней раскрытия: Нэфеш, Руах, Нэшама, Хая и Йехида. Душа чудесным образом соединяется с телом, причем части аспектов соответствует определенный орган: Нэфеш находится в печени, Руах — в сердце, Нэшама — в мозге. Хая и Йехида не имеют материальных сосудов и окружают тело снаружи.

Каждый аспект, во всяком случае, те из них, которые соединены с телом, связан с определенной сферой человеческой деятельности: Нэфеш соответствует практическим действиям человека, Руах — эмоциям и чувствам, Нэшама — мыслям.

На этом основывается Ваш вопрос: мы находим в Письменной и Устной Торе привязку сердца к мыслительной деятельности человека, и следует понять, как это соответствует сказанному выше — тому, что сердце связанно с эмоциями?

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться к сокровенной части Торы. Так сказано в книге «Лэшем, Шво вэ-Ахлама»:

«Знай, что, хотя мы и сказали, что есть три части духовной формы, которые облачаются в тело, а именно — Нэфэш, Руах и Нэшама, и мы сказали, что для них основаны три сосуда в теле — мозг, сердце и печень, которые являются их местом и обителью, на самом деле главным образом в тело облачаются только две части — Нэфэш и Руах. А именно: НаРаН (сокращение: Нэфэш, Руах, Нэшама), относящиеся к Нэфэш, и НаРаН, относящиеся к Руах, облачаются в мозг, сердце и печень».

«Тогда как Нэшама облачается в мозг только в своей нижней части. Ибо основной духовный уровень человека — это его Нэфэш и Руах, а Нэшама — выше его уровня и облачается в человека только для того, чтобы он поднимался и рос с ее помощью выше своего уровня».

То есть, оказывается, что каждый из общих аспектов души снова делится на такие же частные аспекты — нэфеш, руах и нэшама! И, значит, что важно для ответа на наш вопрос, Руах тоже делится на свои частные нэфэш и руах, нэшама, хая и йехида.

Вернемся к книге: «…касательно того, что мы сказали выше — что Руах облачается в сердце, то имеется в виду руах (частный), который находится в Руах (общем), тогда как нэшама, которая находится в Руах, пребывает только в мозге. И это основная Нэшама человека, которая соответствует его уровню…»

Я надеюсь, что это не выглядит слишком запутанным…

На основании сказанного можно уже дать ответ на Ваш вопрос. Мы видим, что у аспекта Руах, который, в целом, отождествляется с сердцем, есть свой аспект нэшама — аспект мыслей, который находится уже не в сердце, а в мозге. И, видимо, именно он и называется «мыслями сердца».

Также понятно, почему приведенный Вами стих Торы упоминает именно мысли сердца: потому что именно они отражают настоящий уровень человека. К этому следует добавить то, что сказано в книгах, предшествовавших «Лэшем, Шво вэ-Ахлама», на которые автор «Лэшем…», скорее всего, опирался.

Так, Аризаль в своем основополагающем труде «Эц Хаим» пишет, что именно Руах называется «Адам» — «человек». Виленский Гаон объясняет, что Руах в человеке — это и есть сам человек, ибо Нэфеш — ниже его уровня, а Нэшама — выше, это уровень ангела. И от Руах зависит всё служение человека Творцу, и на уровне Руаха находится свобода выбора.

Чтобы резюмировать сказанное, процитирую рава Исраэля-Элияу Вайнтруба (1932-2010). Вот как он объясняет отрывок из «Лэшем, Шво вэ-Ахлама» (см. выше): «И мозг, и сердце относятся к одной категории — категории разумной деятельности, и есть между ними подобие. Только к мозгу относится более тонкая, возвышенная часть — разум в разуме, а к сердцу — более материальная — чувство в разуме».

В заключение приведу классификацию человеческих желаний, которую видел в одной замечательной книге. Там все желания разделены на три вида, которые соответствуют трем составляющим души. А именно:

1) Постоянно действующее желание, которое пробуждается всякий раз во множестве форм и движет человеком. Когда человек голоден, желание толкает его искать еду. Если ему одиноко, желание толкает его искать общества, и т. п. Это желание внешнее, относится к уровню Нэфэш.

2) Глубже него — основное и центральное желание человека, которое порождает в нем стремления и мечты и ведет его по пути воплощения этих стремлений в жизнь. Оно подобно стволу дерева по отношению к частным желаниям, которые подобны ветвям. Примеры тому: человек хочет стать богатым или хочет постичь мудрость Торы, и он строит свой жизненный путь в соответствии с этим желанием. Это уровень Руах. (И это соответствует сказанному выше, что именно Руах и есть собственно человек, его выбор и его уровень).

3) Наиболее глубокое желание — это желание, которое относится к уровню Нэшама. Это желание неподвластно выбору и изменению. Нэшама сотворена с постоянным стремлением вернуться к Творцу, и это стремление никогда не прекратится. И человек может прислушаться к нему и постараться свои более внешние желания привести в соответствие с желанием Нэшама.

Или же, напротив, может игнорировать его и похоронить под грузом жизненных проблем. И тогда это стремление только иногда будет прорываться наружу мыслями о покаянии или же чувством неудовлетворенности той жизнью, которую человек избрал. Эти мысли о покаянии никогда не оставляют человека, даже если он большой грешник. И в этом-то и заключается наша работа над собой: привести свое основное желание — желание аспекта Руах — в соответствие с желанием аспекта Нэшама.

Желаю нам всем успеха в этой работе.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.