Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели день 9-го Ава специально создан Творцом для бедствий и притеснения евреев?

Темы: Смысл творения, Страдания, 9 Ава, Машиах, Праздники, Храм, Пост, Радость, Маараль из Праги

Отложить Отложено

Вопрос о 9-ом Ава: неужели этот день специально создан Творцом для бедствий и притеснения евреев? Должно же быть что-то хорошее и в этом дне! Спасибо, Адина

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Адина!

Вы правы, и в 9-ом Ава есть доля радости. Постараемся ее найти.

Мишна в трактате Рош а-Шана (1:3) говорит: после того, как бейт-дин (еврейский суд) освящал новый месяц, посланцы суда отправлялись в отдаленные местности в Стране Израиля и за ее пределами, чтобы известить живущих там евреев о том, какой день стал началом нового месяца.

Однако эти посланцы отправлялись не ежемесячно, а только тогда, когда в наступившем месяце был праздник или общественный пост. В месяце Нисан — из-за Песаха, в месяце Ав — из-за 9-го Ава, в Элуле — из-за Рош а-Шана, в Тишрее — из-за необходимости определить даты осенних праздников, в Кислеве — из-за Хануки и в Адаре — из-за Пурима.

Гмара (Рош а-Шана 18 б) [излагаю сокращенно], анализируя эту мишну, задает вопрос: почему же посланников не отправляли в Тамузе и Тевете, ведь в эти месяцы тоже есть общественные посты? Отвечает рав Папа: «Вот о чем речь в стихе (Зхарья 8:19): “Так сказал Господь Цваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью и весельем…”: во время мира — радость и веселье, во время гонений — пост. В такое время, когда нет ни гонений, ни мира, хотят — постятся, хотят — не постятся».

Слова рава Папы нуждаются в пояснении. В стихе из книги пророка Зхарьи рав Папа видит намёк на то, что обязанность поститься в эти дни не является однозначной и зависит от благополучия народа. Ему также очевидно, что к историческому периоду, в который была составлена эта мишна — после разрушения Второго Храма, — относится определение «нет ни мира, ни гонений» и, следовательно, нет обязанности поститься. Поэтому иерусалимский суд не считал нужным отправлять посланников.

Далее Гмара объясняет, почему ради 9-го Ава посланцев всё же отправляли: в этот день были разрушены и Первый, и Второй Храмы, поэтому пост обязателен даже в относительно благополучный период[1].

Один из величайших кодификаторов еврейского закона, автор «Арбаа Турим» (Орах Хаим 550), цитирует слова рава Папы и поясняет: «в мирное время» — когда был Храм, «нет ни мира» — поскольку Храм разрушен, «ни гонений» — нет угрозы уничтожения для какой-либо из общин диаспоры[2].

Из комментария «Арбаа Турим» следует, что «во время мира», пока Второй Храм не был разрушен, дни постов, о которых говорит пророк Зхарья, были днями радости[3], в том числе и 9-ое Ава (пост пятого месяца)!

К тому же выводу приходит Маараль из Праги и задает вопрос («Нэцах Исраэль» 55:13): как же так, ведь в этот день был разрушен Первый Храм!? Если этого недостаточно, чтобы поститься (ведь, в конце концов, отстроен Второй Храм), всё же, непонятно, чем этот день лучше любого другого буднего дня?

Отвечая на этот вопрос, Маараль говорит о глубинных принципах, заложенных Всевышним в основу мироздания. Он объясняет, что любое созидание-восстановление невозможно без предшествующего ему разрушения-отсутствия. Это две половины целого: сначала распад, потом возрождение. Ведь там, где царит совершенство и гармония, нет места для дальнейшего строительства.

Наглядной иллюстрацией этого принципа служит яйцо. Чтобы в нем образовалась новая жизнь — птенец, оно должно полностью разложиться (потерять свой «статус» продукта, пригодного в пищу).

Еще один пример: сотворение Всевышним света в шесть Дней Творения. Ведь только после того, как были созданы тьма и хаос, как сказано: «Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною…» (Берешит 1:2), стало возможным речение Творца «да будет свет» (там же, 3).

Разрушение Первого Храма — неотъемлемая часть строительства Второго. Так же, как разрушение Второго Храма — неотъемлемая часть окончательного избавления, ведь неслучайно сказано в Мидраше (Эйха Рабати 1:51), что в день разрушения Храма родился Машиах[4]. Поэтому во «время мира» 9-ое Ава отмечали радостью и весельем, как день, создавший возможность возвращения Храма во всем великолепии[5].

После падения Второго Храма аспект радости этого дня отошел на второй план, мы вновь постимся так же, как постились евреи в Вавилонском изгнании, в период между разрушением Первого и строительством Второго Храмов. Однако и сегодня есть закон, из которого можно понять, что в самом черном дне еврейского календаря есть доля радости.

В трудах ришоним (ранних комментаторов)[6] мы находим, что 9-ое Ава называется «моэд». Моэд означает «праздник». Так называются три паломнических праздника: Песах, Шавуот и Суккот. Поэтому Шулхан Арух (559:4) постановляет: «Не произносят Таханун и Нефилат апаим (ежедневные скорбные молитвы) 9-го Ава, поскольку (этот день) называется “моэд”».

Рав Ицхак-Пинхас Гольдвассер — машгиах (инспектор, духовный наставник) в ешиве «Ор Исроэль» — находит в этом дне дополнительный повод для радости, несколько более понятный и близкий нам, чем возвышенные идеи Маараля.

В своей книге «Лэ-Сасон у-лэ-Симха» рав Гольдвассер пишет, что в каждой беде есть некая доля блага. И, чем больше беда, тем больше благо, в ней сокрытое. Какое благо в беде? Рав отмечает целый ряд причин для радости, они «работают» как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. К сожалению, в рамках этого ответа нет возможности рассмотреть их все, но можно перечислить вкратце, а вдумчивый читатель сам раскроет их смысл. Вот они:

  • радость должника, расплатившегося с долгами;
  • радость оттого, что Всевышний совершил истинный суд — справедливость восторжествовала;
  • возвышенное чувство особой близости к Создателю, которое появляется именно в тяжелой ситуации;
  • и, наконец, понимание — благодаря потере, — насколько велико было утраченное благо. Только тот, у кого болит нога, обращает внимание на то, как хорошо, когда нога не болит, и на то, как здорово, что болит только одна нога.

Об этом напоминает нам закон в Шулхан Арухе: «Не произносят Таханун и Нэфилат апаим 9-го Ава, поскольку этот день называется “моэд”».

Девятое Ава — день, обладающий колоссальным духовным потенциалом, в нем сокрыты истоки Геулы (Избавления). Радость этого дня не пропала бесследно, ее только нужно реализовать. И тогда снова, как во времена Храма, исполнятся слова пророка Зхарьи «Так сказал Господь Цваот: пост четвертого (месяца), и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью и весельем…»

С уважением, Нохум Желязник


[1] Сегодня по закону мы должны соблюдать все четыре поста, поскольку позже еврейский народ принял их все как обязательный обычай. Тем не менее, три поста отличаются от 9-го Ава множеством послаблений, ведь это, как было сказано, — только обычай, а не прямое постановление мудрецов.

[2] Заметим, что автор «Арбаа Турим» оценил состояние еврейского народа после разрушения Храма как «нет мира (шалом)», и это — даже в отсутствие гонений. По-видимому, речь идет о мире внутри самого еврейского народа, о его духовном состоянии. Когда Храма нет, нет той целостности и единения со Всевышним, как раньше.

[3] Эта радость находила свое выражение в том, что в эти дни не произносили скорбную молитву «Таханун» (Раши).

[4] Здесь не идет речь о рождении конкретного человека, как полагают некоторые. Мидраш говорит о том, что возникла ВОЗМОЖНОСТЬ избавления («Нэцах Исраэль», гл. 26).

[5] Маараль полагает, что Второй Храм был более велик, чем Первый («Нэцах Исраэль», гл. 26).

[6]Мордехай (Таанит 696), Рокеах (311), Агаот Маймонийот.

Материалы по теме

История поста девятого ава

Рав Ицхак Зильбер

Лекция по аспектам поста девятого ава

Котель

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Стена Плача

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.

9 Ава. Законы Девяти Дней (с рош ходеш Ав до окончания поста)

Рав Бенцион Зильбер

Уже с 17 тамуза принято не стричься и не говорить браху Шегехеяну и не ставить свадьбы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.