Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Барух!

Как Тора нам рассказывает (Берешит 14), четыре царя — Амрафель, царь Шинара, Арйох, царь Эласара, Кедарлаомер, царь Эйлама, и Тидал, царь Гоима, — пошли воевать с пятью городами, в том числе Сдомом и Аморой, из-за неуплаты налогов и взяли в плен Лота, племянника Авраама. Авраам услышал, что его племянник Лот в плену, и пошел на войну, чтобы освободить его.

Тора подробно рассказывает, как перед этим четыре царя разбили несколько племён-гигантов и армии пяти городов, включая Сдом и Амору.

Всё закончилось благополучно, Авраам победил четырёх царей, освободил Лота.

Но остаётся вопрос: силы, определённо, были не равны. Армии четырёх царей силой и мощью во много раз превосходили людей Авраама. Как же Авраам мог вступить в войну, когда по реальному соотношению сил вероятность погибнуть была очень велика?

Благородное побуждение — вызволить племянника из плена, но какое право он имел так поступать? Тора не даёт человеку права идти на верную смерть в подобных обстоятельствах: «Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…» (Бэрейшит 9, 5).

Сказано в Сефер Хасидим (677): ситуация — грабители требуют денег и человек знает, что не может им противостоять, а отдав деньги, избежит смерти. Бывает, он принимает другое решение — «Если заберут деньги, зачем жить?». Приняв подобное решение, человек преступает запрет самоубийства («Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…»). Чтобы не преступить запрет, он обязан отдать деньги грабителям. И если во время пожара человек, рискуя жизнью, бросается в горящий дом спасать свои деньги, он также преступает запрет самоубийства.

Как же Авраам мог вступить в «безнадёжную» войну?

Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, отвечал на этот вопрос так:

В этой же недельной главе Авраам говорит Лоту: «…мы люди-братья» (анашим ахим анахну, Бэрейшит 13, 8). Раши объясняет это так: «Похожие внешне». Лот был чрезвычайно похож на Авраама.

Как известно, когда Авраам понял, что у мира есть Хозяин и Руководитель, он стал объяснять это людям. Вокруг него сложилась большая группа сторонников, за ним шли.

Интересно, что Рамбам (Маймонид) пишет (Морэ Нэвухим 3, 29), что читал об Аврааме в набатейских книгах: «За ним шли многие люди, и царь его преследовал».

Нимрод, царь Вавилона, опасался распространения влияния Авраама. Он посадил Авраама в тюрьму на долгие годы в надежде, что это вынудит его поклониться идолам. Видя, что это не помогает, бросил Авраама в известковую печь, откуда Б-г его чудом спас. Нимрод — он же Амрафель, один из четырёх царей.

Как мы помним, Лот внешне был очень похож на своего дядю Авраама — настолько, что можно было легко принять одного за другого.

Весьма вероятно, что захват Лота был одной из целей этой войны. Нимрод-Амрафель понимал, что на Лота можно воздействовать уговорами, подарками — «налив ему ванну водки» — или угрозами, и Лот сделает то, что от него потребуют. А потребуется от него следующее:

Митинг при большом стечении народа. Объявляют: «А сейчас мы даём слово Аврааму». И Лот начинает свою речь: «Я, Авраам, сын Тераха, боролся с идолопоклонством и много говорил о Едином Б-ге. Но потом я повзрослел и многое понял… Ознакомился с марксизмом-ленинизмом, дарвинизмом и осознал, что, конечно, царь Нимрод прав. Нам следует и впредь поклоняться идолам…».

Так будет уничтожено всё, что Авраам сделал в своей жизни, будет уничтожено его влияние на людей, приводившее их к вере в Единого Б-га. Это будет страшное осквернение Имени Всевышнего — хилуль а-Шем.

Поэтому Авраам понял: желание Б-га — чтобы он выступил на войну. И Б-г ему поможет. Как оно и случилось.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.