Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

После греха Адама и Евы человеческие души изначально повреждены?

Темы: Воскрешение из мертвых, Грех, Душа, РАМХАЛЬ, Духовность, Смерть, Материальность, Адам, Хава

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый рав! Мой вопрос о последствиях первого греха Евы и Адама. Б-г изгнал их из рая, обрёк на муки, труд и смерть. То же воздаяние при рождении получают их потомки, то есть их, потомков, духовные сущности изначально повреждены. Однако в своей первой молитве каждое утро каждый иудей сообщает Б-гу: «душа моя чиста».

Я спрашиваю Вас: каким образом? Кто и когда очистил душу иудея от греха прародителей? И, если душа таки чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Ведь определённых указаний о бессмертии души, по-моему, в иудаизме нет. Или я ошибаюсь? Заранее благодарен за ответ. Борис

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Борис!

Спасибо за интересные вопросы. Чтобы ответить на них, надо прояснить несколько основ еврейского мировоззрения. Сразу оговорюсь: о каждой из этих основ можно написать отдельную книгу, мы же в рамках ответа коснемся их лишь вкратце.

Раби Моше-Хаим Луцатто (Рамхаль) в книге «Путь Творца» (ч. 1, гл. 3) пишет, что человек состоит из двух противостоящих друг другу частей: из разумной и чистой души и земного и тёмного тела. Причем каждая из них по природе «тянет» в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа к духовности. Между телом и душой существует постоянное противоборство.

Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит тело, и такой человек достигнет предназначенного для него совершенства. А если он допустит, чтобы в нем победила материальность, тело потянет вниз и душа опустится вместе с ним. И, хотя мы не чувствуем никакого другого действия души в теле, кроме жизненности и разумения, в природе души очищать само тело и его материю и возвышать их уровень за уровнем, пока тело не станет достойным сопровождать ее в совершенном наслаждении. И, если бы Адам не согрешил, его душа постепенно очистила бы тело до необходимого уровня и оно удостоилось бы вместе с душой вечного наслаждения.

Но, поскольку Адам согрешил, всё это претерпело большое изменение. Из-за греха недостатки в самом человеке и во всем Творении возросли и приумножились. Совершенство оказалось скрытым больше, чем раньше, и человек сам стал причиной собственного зла. Теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие.

И, кроме того, постановил Судья Праведный, что с этих пор не смогут ни человек, ни мир достичь совершенства, сохраняя ту испорченную форму, которую они приобрели после греха. Но им придется пройти через разрушение, а именно: смерть для человека и разрушение для всего другого, испорченного вместе с ним. Душа сможет очистить тело только после того, как сначала выйдет из него и тело умрет и разрушится. Затем тело отстроится заново, и войдёт в него душа и очистит его. И вся нынешняя форма мира будет разрушена, и он обретет иную форму, подобающую совершенству. Поэтому установлено, что человек умрет и оживет вновь, и это воскрешение из мёртвых. А миру установлено разрушиться и обновиться.

И, поскольку установлена для человека смерть, получается, что это соединение души и тела должно распасться на определенное время, а после этого опять возобновиться. Во время этого разъединения должно быть место для души и для тела, соответствующее цели этого разъединения. Необходимо, чтобы тело возвратилось к своему основанию, разложилось, чтобы его структура и форма были уничтожены. И об этом сказано (Берешит 3:19): «Ибо прах ты и в прах возвратишься». Но душе, заработавшей заслуги благодаря своим деяниям, остается только ждать, пока с телом произойдет то, что должно произойти. И местом для неё является мир душ, куда войдут чистые души после выхода из тела.

После этого «предисловия» Рамхаля перейдем к ответу на Ваши вопросы. Вы предполагаете, что в результате греха Адама и Хавы, духовная сущность людей изначально повреждена. Из приведённых выше слов Рамхаля следует, что это не так. Недостатки умножились в теле, душа же осталась неповрежденной. И тогда вопрос об утреннем благословении, в котором мы произносим: «душа, которую Ты дал мне, чиста», отпадает. Эти слова легко понять с помощью объяснения Рамхаля.

Теперь осталось ответить на вопрос: если душа чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Все это тоже разъясняется по Рамхалю. Муки (видимо, Вы имеете в виду то, что было сказано Хаве Берешит 3:16: «в муках будешь рожать детей») это муки тела, они, опять же, связаны с «проблемами» тела после греха и призваны приблизить очищение тела.

Тяжкий труд во-первых, является результатом падения уровня всего мира (то есть, мир, который должен был предоставлять человеку всё необходимое для служения Творцу, после греха опустился и теперь выполняет свою функцию хуже). Во-вторых, этот труд тоже способствует очищению тела. Смерть это отделение души от тела и разложение тела, которое больше не оживляет душа, для его окончательного исправления.

С уважением, Менахем Эпель,

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.