Темы: Воскрешение из мертвых, Грех, Душа, РАМХАЛЬ, Духовность, Смерть, Материальность, Адам, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый рав! Мой вопрос о последствиях первого греха Евы и Адама. Б-г изгнал их из рая, обрёк на муки, труд и смерть. То же воздаяние при рождении получают их потомки, то есть их, потомков, духовные сущности изначально повреждены. Однако в своей первой молитве каждое утро каждый иудей сообщает Б-гу: «душа моя чиста».
Я спрашиваю Вас: каким образом? Кто и когда очистил душу иудея от греха прародителей? И, если душа таки чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Ведь определённых указаний о бессмертии души, по-моему, в иудаизме нет. Или я ошибаюсь? Заранее благодарен за ответ. Борис
Здравствуйте, Борис!
Спасибо за интересные вопросы. Чтобы ответить на них, надо прояснить несколько основ еврейского мировоззрения. Сразу оговорюсь: о каждой из этих основ можно написать отдельную книгу, мы же в рамках ответа коснемся их лишь вкратце.
Раби Моше-Хаим Луцатто (Рамхаль) в книге «Путь Творца» (ч. 1, гл. 3) пишет, что человек состоит из двух противостоящих друг другу частей: из разумной и чистой души и земного и тёмного тела. Причем каждая из них по природе «тянет» в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа — к духовности. Между телом и душой существует постоянное противоборство.
Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит тело, и такой человек достигнет предназначенного для него совершенства. А если он допустит, чтобы в нем победила материальность, тело потянет вниз и душа опустится вместе с ним. И, хотя мы не чувствуем никакого другого действия души в теле, кроме жизненности и разумения, в природе души очищать само тело и его материю и возвышать их уровень за уровнем, пока тело не станет достойным сопровождать ее в совершенном наслаждении. И, если бы Адам не согрешил, его душа постепенно очистила бы тело до необходимого уровня и оно удостоилось бы вместе с душой вечного наслаждения.
Но, поскольку Адам согрешил, всё это претерпело большое изменение. Из-за греха недостатки в самом человеке и во всем Творении возросли и приумножились. Совершенство оказалось скрытым больше, чем раньше, и человек сам стал причиной собственного зла. Теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие.
И, кроме того, постановил Судья Праведный, что с этих пор не смогут ни человек, ни мир достичь совершенства, сохраняя ту испорченную форму, которую они приобрели после греха. Но им придется пройти через разрушение, а именно: смерть для человека и разрушение для всего другого, испорченного вместе с ним. Душа сможет очистить тело только после того, как сначала выйдет из него и тело умрет и разрушится. Затем тело отстроится заново, и войдёт в него душа и очистит его. И вся нынешняя форма мира будет разрушена, и он обретет иную форму, подобающую совершенству. Поэтому установлено, что человек умрет и оживет вновь, и это — воскрешение из мёртвых. А миру установлено разрушиться и обновиться.
И, поскольку установлена для человека смерть, получается, что это соединение души и тела должно распасться на определенное время, а после этого опять возобновиться. Во время этого разъединения должно быть место для души и для тела, соответствующее цели этого разъединения. Необходимо, чтобы тело возвратилось к своему основанию, разложилось, чтобы его структура и форма были уничтожены. И об этом сказано (Берешит 3:19): «Ибо прах ты и в прах возвратишься». Но душе, заработавшей заслуги благодаря своим деяниям, остается только ждать, пока с телом произойдет то, что должно произойти. И местом для неё является мир душ, куда войдут чистые души после выхода из тела.
После этого «предисловия» Рамхаля перейдем к ответу на Ваши вопросы. Вы предполагаете, что в результате греха Адама и Хавы, духовная сущность людей изначально повреждена. Из приведённых выше слов Рамхаля следует, что это не так. Недостатки умножились в теле, душа же осталась неповрежденной. И тогда вопрос об утреннем благословении, в котором мы произносим: «душа, которую Ты дал мне, чиста», отпадает. Эти слова легко понять с помощью объяснения Рамхаля.
Теперь осталось ответить на вопрос: если душа чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Все это тоже разъясняется по Рамхалю. Муки (видимо, Вы имеете в виду то, что было сказано Хаве — Берешит 3:16: «в муках будешь рожать детей») — это муки тела, они, опять же, связаны с «проблемами» тела после греха и призваны приблизить очищение тела.
Тяжкий труд — во-первых, является результатом падения уровня всего мира (то есть, мир, который должен был предоставлять человеку всё необходимое для служения Творцу, после греха опустился и теперь выполняет свою функцию хуже). Во-вторых, этот труд тоже способствует очищению тела. Смерть — это отделение души от тела и разложение тела, которое больше не оживляет душа, для его окончательного исправления.
С уважением, Менахем Эпель,
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Реувен Куклин
Я думаю, это может только Б-г…
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.