Темы: Награда и наказание, Предопределение, Свобода выбора, Добрые дела, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Много раз пытался понять и все равно не понимаю концепцию свободы воли. Помогите, пожалуйста, разобраться. Разве можно говорить о свободе воли, когда выбор, предоставляемый человеку, сводится к тому, чтобы: А) поступить хорошо и получить награду или Б) поступить плохо и получить наказание?
В чем здесь свобода воли? Ведь нет никакого выбора? То есть весь мир для человека создан таким образом, что он либо будет поступать так, как хочет его Творец, либо будет наказан. Где же здесь ДОБРО, которое есть суть Творца?
Если бы, например, человек мог украсть у другого и не получить никакого наказания, кроме собственного чувства вины, можно было бы говорить, что он свободен выбирать. А так разве можно? Поясните, пожалуйста. Спасибо.
Здравствуйте!
Признание наличия у человека свободы выбора — фундамент иудаизма, аксиома еврейского мировоззрения (см. Рамбам «Законы раскаяния» 5:3, Рамхаль «Дэрех а-Шем» 1:3). Как сказано в Торе (Дварим 30:19): «…жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Из этого мы можем понять, что нам предоставлена свобода выбора. Это также подкрепляется традицией мудрецов: «Раби Ханина сказал: “Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами”» (Брахот 33 б). Аналогично этому: «Всё предрешено, но свобода (выбора) дана… и всё (оценивается) согласно поступкам» (Авот 3:15).
Свобода выбора сводится к трем основным моментам:
Выстраивание системы личных ценностей не гарантирует автоматического принятия решения на ее основе, а принятие решения не гарантирует реализацию его на практике, так как еще можно передумать и принять другое решение. Поэтому свобода выбора подразумевает право выбирать на всех этих трех уровнях.
Осознание того факта, что за совершенные поступки есть духовное воздаяние, является первой «стадией» свободы выбора — определением личной системы ценностей. Вера в духовное воздаяние уже находится в зоне выбора человека. Человек может выбирать, верить ему в духовное воздаяние или нет. Но даже если духовное воздаяние уже является для него неоспоримым фактом, далее идет следующая стадия выбора — принятие решения на основании этого знания. Но и это еще не гарантирует, что правильный выбор будет осуществлен на уровне практики.
Внешние факторы оказывают огромное влияние на наш выбор. У каждого человека есть инстинкты, желания и приобретённые наклонности. Эти силы влияют на большинство его действий. Устоять перед своим желанием или пойти за ним, за своей природой, зная, что за это полагается наказание, — это и есть свобода выбора. Управлять своей природой не так-то просто, даже когда знаешь, что все поступки влекут за собой награду или наказание.
А согласно учению Мусар подавляющее большинство действий человека совершается под действием внутренних, подсознательных сил, устоять перед которыми без усилий и внутренней работы практически невозможно.
В книгах написано, что у каждого человека — своя зона выбора, в зависимости от его слабостей и недостатков. Для одного испытание заключается в том, чтобы устоять перед какими-то низменными искушениями: измена, воровство, нанесение ущерба другим людям и т.д. Для другого испытание — в верности своим моральным ценностям и уровню добросовестности. Для третьего испытание находится в сфере межличностных отношений (помощь другим, доброжелательное отношение к людям), а для четвертого — в исполнении «сухих» требований Галахи (еврейского Закона). Всем нам приходится выбирать, а в зависимости от нашего духовного уровня меняется и точка выбора.
Добро Творца здесь в том, что человеку предоставляется возможность стать более совершенным и удостоиться будущей награды за счет труда и подчинения своих инстинктов разуму. Согласно замыслу Творца, благо не должно достаться даром, оно должно прийти как награда за исполнение Его воли через правильную работу со своим дурным началом. Инструментом же достижения духовной награды является исполнение заповедей и совершение правильных действий.
С уважением, Моше Сытин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Захария Матитьяу
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.