Темы: Пиркей Авот, Грех, Сгула, Смерть, Жизнь, Долголетие, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Говорят мудрецы: «Забота о смерти (месте захоронения и т. п.) — проверенное средство для продления жизни». Какое вы можете дать этому объяснение? Владимир
Уважаемый Владимир,
Приобретение могилы при жизни — сгула на долголетие
Ни в одной из книг, занимающихся вопросами похорон и траура, а также, ни в одной из книг о сгулот мне не удалось найти упоминания о подобном способе удостоиться долголетия. А Рав Хаим Каневский, один из духовных руководителей нашего поколения, прямо пишет, что в источниках, имеющихся у нас сегодня, упоминаний об этой сгуле нет.
В то же время я опросил десятки евреев и не встретил ни одного, который не слышал бы о подобном средстве продления жизни. А в сборнике вопросов и ответов «Беэр Моше» (рав Моше Данишевский, 1830-1910) мне как-то попались на глаза следующие слова: «…это из обычаев наших бабушек, о которых сказал Рашба, что не стоит пренебрегать ими. Ибо, вне всякого сомнения, корнями они уходят в великое прошлое нашего народа, даже если сегодня и утрачено их объяснение».
Странная находка
В синагоге, где обычно молюсь, есть один еврей, которого зовут рав Йеуда Плойт. Как-то он мне рассказал интересную семейную историю. Его дедушка родился и вырос в предвоенной Германии. Когда он был студентом и изучал право, к власти пришел тот нечестивец. Дедушка сообразил, что ничем хорошим это не кончится, и вскоре переехал в США. Этим он спас жизнь не только себе, но и многим близким.
С началом Второй мировой войны он пошел добровольцем в американскую армию и воевал в Европе. Так он прошел все войну со страной, в которой родился и вырос. По окончании войны вернулся в Америку, создал семью, привел в мир и воспитал богобоязненных детей, среди которых немало больших мудрецов Торы. А умер он в возрасте далеко за девяносто.
Где-то за десять лет до его кончины одна из его дочерей убирала его квартиру перед Песахом. И вдруг среди старых вещей нашла аккуратно сложенную белую материю непонятного происхождения. Обратилась к отцу с вопросом и получила такой ответ: «В общине города, где я родился, существовал один обычай. Родители жениха и невесты, покупали на свадьбу молодоженам комплект тахрихим (погребальный саван) и… две свеженькие могилы. Когда я покидал Германию, был еще не женат. Мама сказала мне, что не знает, будет ли суждено увидеться, посчастливится ли ей побывать на моей свадьбе. Могилу она приобрести не может, а тахрихим вот купила».
Позже дедушкиной маме удалось спастись и быть на хупе сына. Купила она могилу на свадьбу сыну или нет, рав Плойт уже не помнил. Помнил только, что представители хевра кадиша («погребального братства»), не знали, как пользоваться йекише тахрихим (саваном немецких евреев). Какие-то странные они были. В конце концов, решили облачить тело деда в обычные тахрихим, а «мамин подарок» намотали сверху.
Очевидно, что этот обычай евреев Западной Европы — не проявление известной немецкой педантичности, а имеет прямое отношение к нашей теме.
«Помни о смерти»
А объяснить эту сгулу на долголетие можно на основании высказывания наших мудрецов в «Пиркей Авот» (3:1): «Акавья бен Маалальэль сказал: “Смотри (т. е. размышляй) на три вещи, и ты не придешь к греху. Помни, откуда ты пришел и куда ты идешь, и перед Кем тебе придется в будущем держать ответ. Откуда ты пришел? — из зловонной капли. Куда ты идешь? — туда, где прах с червями. А перед Кем тебе придется держать ответ? — перед Царем всех царей — Святым, благословен Он”».
Иными словами, когда человек знает, что могила для него уже готова и, если что, то… В общем — хорошее средство отбить желание грешить, что автоматически продлевает годы жизни.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Знания накапливаются в каждом поколении, обеспечивая непрерывный прогресс. А мудрость, наоборот, приходит к нам из прошлого...
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Берл Набутовский
Нажал нужную кнопку и получил, что хотел?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.