Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Иерусалим — младшая сестра Сдома?

Темы: Йехезкель, Гордость, Лот, Грех, Пророчество, Пророки, Упрек, Сдом

Отложить Отложено

Почему Сдом назван сестрою Исраэля? Так сказано у пророка Йехезкеля (16:49) «Вот в чем было беззаконие сестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала».

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Сдом — «сестра» Израиля.

Все, что сказано в этой главе книги Йехезкеля является пророчеством, имеющим целью увещевание народа Израиля. Пророк обращается к жителям Иудеи и Иерусалима, сравнивая их грехи с грехами разных народов мира, включая самые нечестивые.

Так, в третьем стихе говорится: «Род твой и родина твоя в земле кнаанейца». Если эту часть стиха еще можно понять не иносказательно, а дословно, то уже вторая половина этого же стиха прямому пониманию не поддается: «…отец твой эморей, а мать твоя хитиянка». Если зарождение народа Израиля еще можно было связать с землей Кнаан (куда пришел Авраам и где родились Ицхак и Яаков), то ни их мать, ни их отец кнаанейцами точно не были. Поэтому слова пророка нужно понимать как упрек в том, что евреи стали ходить путями своих кнаанейских соседей.

Даже евреи соседнего царства, царства десяти колен, будучи идолопоклонниками, не совершали и половины грехов, которые совершали жители Иудеи. После всего этого Всевышний и сравнивает жителей Иудеи, Иерусалима с жителями Сдома, называя Иерусалим младшей сестрой Сдома…

Многие народы совершали самые страшные преступления. Что, например, может быть жутче человеческих жертвоприношений и сожжения детей, которые широко практиковались в те далекие времена? Однако ни за эти, ни за другие грехи Всевышний не уничтожил ни одно из тех государств и народов. В чем же была вина жителей Сдома и окрестных городов, что единственным исправлением могло быть уничтожение виновных? Ответ на этот вопрос содержится в стихе, который Вы приводите: «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала». Всевышний милосерден, Его терпение велико, но город, в котором запрещено оказывать милосердие, не имеет права на существование.

Разумеется, грехи народа Израиля не таковы, как грехи кнаанейских народов и жителей Сдома. И тяжелые сравнения, обвинения в самых страшных грехах не всегда соответствуют реальности, а призваны показать, насколько строго относится Всевышний к нашим грехам.

Приведем несколько примеров.

В трактате Шабат (54 б) рассказано, что корова раби Элазара бен-Азария ходила в субботу с лентой между рогами — для красоты. Это являлось проблемой, потому что с лентой, повязанной для красоты, она не могла ходить в общественном владении. Но мудрецы недоумевают. Как может быть такое, чтобы великий тана не выполнял законы субботы со всей строгостью!? И тут же поясняют: на самом деле, речь идет не о корове раби Элазара, а о корове его соседки. Соседскую корову украшали по желанию ее хозяйки, женщины, пользовавшейся всеобщим уважением, а раби Элазар лишь не находил в себе силы увещевать ее, возможно, не желая не портить соседских отношений. Но и этого было достаточно, чтобы чужое нарушение субботы было приписано великому мудрецу Торы.

В книге пророка Шмуэля (I 2, 3) рассказывается о грехах Хофни и Пинхаса, сыновей первосвященника Эли. Мудрецы Талмуда не только предполагают, но и доказывают невиновность Пинхаса (Шабат 55 б). Вся его вина заключалась в том, что он не пытался остановить старшего брата, совершавшего преступления. Вот за это его и упоминают вместе с Хофни, хотя он и был почти ни при чем.

Еще один пример, на этот раз очень близкий к нашей теме. В книге Судей (гл. 19) приводится страшная история «Пилегеш бэ-Гива». История настолько жуткая, что составители Танаха «спрятали» ее в конце книги. И это — несмотря на то, что она, по многим мнениям, случилась в те времена, о которых рассказывается в начале книги, во времена судьи Шамгара, сына Аната. История очень похожа на ту, что произошла с Лотом и его гостями; вспомним, что с ними собирались сделать жители Сдома. Но, несмотря на внешнее сходство, Мальбим приводит пять принципиальных различий между жителями Сдома и людьми колена Биньямина, подробно разбирая их (комментарий к Шофтим — книге Судей 19:22).

Все эти примеры иллюстрируют один принципиальный момент. Как бы пророк ни сравнивал грехи Израиля с грехами народов мира, это показывает лишь, насколько строго относится Всевышний к грехам Своих сыновей. Но всегда надо помнить о различии между народом, добровольно принявшим на себя ярмо Торы, и кнаанейцами, жителями Сдома и теми, кто им в этом подобен, греховность которых была их «основным» свойством.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.