Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография первосвященника, благодаря словам которого у бездетной Ханы родился пророк Шмуэль.

Эли (עלי הכהן; 2772—2870 гг. /988—890 гг. до н.э./) — первосвященник Скинии в Шило и верховный судья Израиля.

Родился в 2772 году /988 г. до н.э./. Происходил из рода Итамара, младшего сына первосвященника Аарона (см.) (Седер адорот).

По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души первосвященника Аарона (там же).

В 2830 году /930 г. до н.э./, за год до смерти Шимшона, стал первосвященником Скинии в Шило — первым из потомков Итамара. В тоже время он стал и верховным судьей Израиля (Седер адорот).

В первый же день своего первосвященства Эли увидел во дворе Скинии женщину, которая молилась настолько неистово и так горько плакала, что сначала он посчитал ее пьяной. «Доколе будешь ты пьянствовать? — укорил он ее. — Протрезвей от своего вина!» Но женщина, которую звали Хана, объяснила ему, что она изливает душу Б-гу и рыдает перед Ним от великой скорби. «Иди с миром, — благословил ее Эли, — и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (I Шмуэль 1:9—17, Раши и Радак).

Его благословение сбылось: через определенный срок у Ханы, которая в течение долгих лет была бездетной и просила Творца о сыне, родился младенец, названный Шмуэлем (см.) (I Шмуэль 1:20). А еще через два года Хана привела маленького Шмуэля к Эли в Скинию, сказав: «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г мою просьбу. …И я вверяю его Б-гу на все дни его жизни» (там же 1:24—28, Радак).

Так у Эли появился ученик, а затем и ближайший помощник (там же 2:11, 2:18, 2:26, 3:1). Это было для него особенно важным, поскольку его сыновья Хофни и Пинхас свернули с праведного пути и оскверняли своими поступками Имя Б-га (там же 2:12—17, 22—22—25). Пришедший к Эли пророк предсказал ему, что его сыновья умрут за свои грехи в один день (там же 2:27—36). И подобное же пророчество было передано ему через его юного ученика Шмуэля, причем Творец предупредил, что накажет потомков Эли «за его вину, ведь он знал, как его сыновья навлекают на себя проклятье, но не обуздывал их» (там же 3:11—18)

В 2870 году /890 г. до н.э./, в дни войны с филистимлянами, сыны Израиля взяли из Скинии в Шило Ковчег Завета и перенесли его к месту битвы, чтобы Всевышний поддержал их, — а с ковчегом пошли два сына Эли. В тот же день, 10-го ияра, в Шило прибежал вестник в разодранных одеждах (это был Шауль из колена Биньямина, ставший впоследствии первым царем Израиля) и сообщил, что евреи потерпели полное поражения, сыновья Эли — убиты, а Ковчег — захвачен. Услышав о судьбе Ковчега, Эли, которому в ту пору уже исполнилось 98 лет, упал с сиденья навзничь, проломил затылок и умер (там же 4:1—18, Раши; Седер адорот; Оцар Ишей аТанах, Эли).

По свидетельству знатоков тайной мудрости, Эли был наказан также и за свой грех в предыдущем воплощении, когда первосвященник Аарон участвовал в создании золотого тельца (Седер адорот).

После смерти Эли Скиния была перенесена из Шило в город Нов (Звахим 118б; Седер адорот). В течение некоторого времени его потомки еще оставались первосвященниками (I Шмуэль 14:3, Раши), но при царе Давиде (см.) первосвященство вновь возвратилось к потомкам третьего сына Аарона — Элазара (см.) (I Мелахим 2:27, 2:35; I Диврей аямим 24:3)

с разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.