Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося раввина и знатока Торы

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в местечке недалеко от г. Ковно (Каунаса).

Еще в детстве прославился как илуй (вундеркинд).

К двенадцати годам завершил первый цикл изучения всего Талмуда.

Когда р. Кляцкину было около двадцати лет, Мальбим (см.), ознакомившись с его первыми сочинениями, написал: «Что касается глубины анализа и талмудической эрудиции, нет подобного ему во всем поколении» (Гдолей адорот).

Р. Кляцкин занимался Торой с исключительным усердием и самоотдачей — как правило, от утренней зари до трех часов ночи. В три часа он засыпал, прямо за своим рабочим столом, а в шесть утра — уже вновь приступал к занятиям. Если порой он просыпался на несколько минут позже, то сетовал на жену: почему она, поднявшись, не разбудила его. «Неужели ты хочешь, чтобы я так и остался неучем и невеждой?!», — говорил он (там же).

Наряду с традиционными еврейскими дисциплинами, р. Кляцкин углубленно изучал также математику, химию, медицину и фармацевтику, а из гуманитарных наук — историю. Он владел многими иностранными языками. Уровень его знаний в большинстве изученных отраслей науки был настолько высок, что к нему обращались за консультацией ведущие профессора и исследователи Европы (Энциклопедия левейт Исраэль т.18).

В течение ряда лет р. Кляцкин возглавлял небольшие общины в литовском крае, а затем стал главным раввином польского города Люблина.

Он приобрел репутацию одного из самых авторитетных законоучителей (посеков) поколения — со всех концов еврейского мира к нему обращались за решением спорных вопросов. В первую очередь, он специализировался на алахических проблемах, связанных с молитвой, а также на проблемах агунот — женщин, мужья которых пропали без вести.

Его перу принадлежит целый ряд значительных алахических сочинений: Имрей шефер (Сладостные речения), Эвен пина (Краеугольный камень), Двар Элияу (Слово Элияу) и др.

Несколько его респонсов включены в талмудическую энциклопедию Сде хемед (Прекрасное поле), составленную р. Хаимом-Хизкией Медини (см.).

Р. Кляцкин отличался абсолютной честностью и правдивостью. Когда к его дочери сватался некий одаренный юноша, отец жениха попросил, чтобы р. Кляцкин сам отрекомендовал свою дочь. Однако, несмотря на уговоры жены и других членов семьи, р. Кляцкин категорически отказался. «Лучше я вообще не буду вмешиваться, чем испорчу своим ответом шидух, — пояснил он. — Ведь, по правде говоря, я считаю, что наша дочь не достойна молодого человека, обладающего такими выдающимися качествами» (Гдолей адорот).

Перешагнув семидесятилетний рубеж, р. Кляцкин переехал в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме. Его дом стал одним из центров изучения Торы.

Р. Элияу Кляцкин был призван в Небесную Ешиву в 5692 /1932/ году, в возрасте восьмидесяти лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…