Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий еврейский мудрец и мыслитель Раби Ицхак из Феса (Риф)

Раби Ицхак бен Яаков (1013, Фес, Алжир — 1103, Испания). Альфаси — означает «из Феса»; сокращенно Риф: раби Ицхак Фаси. Великий мудрец и законоучитель, первый талмудический авторитет своей эпохи. В 1088 году переехал в Испанию, где принял руководство крупнейшей ешивой города Луцена, куда ученики стекались со всех концов тогдашнего еврейского мира. Ближайшим его сподвижником и учеником считался раби Йосеф бен Мигаш, в будущем — учитель Рамбама.

Главный труд жизни раби Ицхака из Феса — Сефер Аалахот, «Книга законов», в которой он собрал воедино все законы, указанные в Талмуде, и прокомментировал их. Приводя дебаты мудрецов Талмуда, автор ограничился теми из них, на основании которых он выводит тот или иной закон. Книга обращается к талмудическому тексту, актуальному и после разрушения Храма: к трактатам разделов Моэд, Нашим и Незикин, к трактату Брахот из раздела Зраим и к трактату Хулин из раздела Кодашим. Автор преследовал, главным образом, две цели: создание «малого Талмуда» — для облегчения изучения этого колоссального сборника положений Устной Торы; составление кодекса законов, удобного для пользования, четкого и оперативного. Интересно, что в свой сборник автор решил включить и много агадот из Талмуда. Стиль изложения книги легок и понятен, язык (арамейский) прост и доступен. Материал, разбросанный по всем трактатам Талмуда, сведен раби Ицхаком воедино и систематизирован. Приведены также мнения гаонов (мудрецов, живших в послеталмудическую эпоху).

На эту книгу написано великое множество толкований и пояснений. Приведем имена авторов важнейших из них: раби Авраам бен Давид (Раавад; 12 век, Прованс), раби Моше бен Нахман (Рамбан; 13 век, Каталония), раби Нисим Геронди (рабейну Нисим, или Аран; 14 век).


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.