Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Автор уникальной методики обучения, человек, отредактировавший Тосефту.

Великий амора (учитель-мудрец), живший в середине второго века.

Многие причисляют его к последним танаим — мудрецам, работавшим над составлением свода Мишны, который в окончательной форме был отредактирован раби Йеудой Анаси.

Раби Хия бар Аба бар Аха, выходец из вавилонского города Кафри, учил и преподавал Тору в Эрец Исраэль. По указанию раби Йеуды Анаси, к которому был особенно близок и который пользовался его консультациями по многим алахическим вопросам, участвовал вместе со своим товарищем и бывшим учеником, прославленным равом Ошиа, в собирании и редактировании текста Тосефты — сборника положений, не вошедших в Мишну.

В обоих Талмудах его называют Хия Раба — Великий Хия. Славился не только своими поражающими воображение современников ученостью и праведностью, но и усердием по распространению Торы среди детей во всех уголках Святой земли. О нем говорили, что он делал сети, чтобы ловить ими оленей, из кожи которых выделывали пергамент для свитков Торы; свитки он посылал в самые удаленные города для обучения детей.

Им была изобретена оригинальная система преподавания: учеников хедера он делил на пять классов и каждый класс обучал одной из книг Пятикнижия; затем составлял группы по пять учеников из разных классов, чтобы каждый ученик обучал других той книге, которую выучил.

От учителей он требовал преподавания на святом языке, утверждая, что потому и выродилось египетское еврейство, что учило Тору в переводах на греческий. Самостоятельно обучил Торе своих племянников (один из них великий Рав, второй Раба бар Хана) и способствовал тому, чтобы они отправились в Бавель для распространения там знаний Торы.

Тем самым он положил начало новому, вавилонскому, этапу развития иудаизма. Именно в Вавилонии был затем написан Талмуд.

Текст Гемары свидетельствует, что с прибытием раби Хии в Эрец Исраэль исчезли суховеи, хищники прекратили нападать на селения, вино перестало портиться. Когда он умер, весь народ погрузился в траур.

О нем сказал раби Йеуда Анаси: «Счастливо поколение, в котором живут такие, как раби Хия».


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.