Из цикла «История еврейского народа», темы: Риф, Ришоним, Рав Моше Ойербах, Испания
Раби Ицхак Альфаси (Риф) родился в Марокко близ города Фас (откуда и получил свое имя). Он учился в Кайруане у раби Нисима и стал известным знатоком Талмуда. На старости лет раби Ицхак был вынужден покинуть родные места. Прибыв в Люсейн, он основал ешиву, ставшую центром Торы в Испании, а после смерти раби Ицхака ибн Гаята евреи общины избрали его своим равом. Раби Ицхак Альфаси — Риф — умер в 4863 (1103) году.
Риф прославился своей книгой Сефер аалахот. В изложении законов он следует за Талмудом, но приводит лишь те мнения мудрецов, на основании которых определяется алаха. Риф рассматривает только те законы, которые являются актуальными и после разрушения Храма. На книгу Рифа было написано немало комментариев, а в эпоху гонений на Талмуд во многих городах Западной Европы она сделалась основой учения и принятия алахических решений.
Риф был современником Раши, но они не знали друг о друге, так как в то время отсутствовало всякое общение между евреями Испании и Франции.
Знаменитую ешиву и общину Люсейна после смерти своего учителя возглавил раби Йосеф ибн Мигаш. До нас дошла лишь часть написанных им книг, но даже эта малая часть дает ясное представление о мощи наследника Рифа. Раби Маймон, отец великого Рамбама, учился у раби Йосефа и писал позднее о нем:
«Понимание Талмуда этим человеком приводит в изумление каждого, кто углубляется в его разъяснения. Сила его разума такова, что о нем можно сказать: не было дотоле царя, подобного ему в обычаях и путях».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также: тема Еврейская история
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы