Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; умер в 4085 /325/ г.) – руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

 

 

Учился у р. Уны (см.), главы ешивы в Суре, у р. Нахмана бар Яакова (см.), главы мудрецов Неардеи; однако ближайшим его учителем был р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы в Пумбедите (Седер адорот).

 

 

Отличался выдающейся эрудицией: мудрецы называли его «Синай», поскольку «все законы Торы были столь же упорядочены в его сознании, как при даровании Торы с горы Синай» (Орайот 14а, Раши). Вместе с тем он был знатоком сокровенной мудрости, изучавшим Маасе амеркава – тайны управления Вселенной (Мегила 13а).

 

 

Р. Йосеф также прославился образцовым выполнением заповеди почитания родителей. Рассказывается, что, «лишь заслышав приближающиеся шаги своей матери, он вставал на ноги, говоря: «Поднимемся навстречу Шехине  (Б-жественному Присутствию)!» (Кидушин 31б).

 

 

В 4060 /300/ году, после смерти р. Йеуды бар Йехезкеля, мудрецы решили, что заменить его во главе ешивы Пумбедиты должен именно р. Йосеф. Однако вавилонские астрологи – халдеи – предсказали р. Йосефу: он умрет через два года после того, как возглавит ешиву, – и р. Йосеф отказался от почетного назначения в пользу Рабы (см.), своего друга и оппонента в ученых спорах, который был значительно младше его. И лишь в 4082 /322/ году, когда сорокалетний Раба скоропостижно скончался, скрываясь от персидских властей, р. Йосеф все же возглавил ешиву (Брахот 64а).

 

 

Преодолев шестидесятилетний рубеж, р. Йосеф устроил для знатоков Торы пир, утверждая, что «избежал наказания карет» – поскольку, по его мнению, именно смерть, наступившая до шестидесятилетнего возраста, свидетельствует об этой каре Небес (Моэд катан 28а).

 

 

К старости р. Йосеф ослеп (Седер адорот), а под конец жизни потерял также и память – однако он сумел в значительной степени восстановить свои познания, благодаря самоотверженной помощи своего ближайшего ученика Абае (см.), ставшего впоследствии главою четвертого поколения мудрецов (Недарим 41а).

 

 

Р. Йосеф умер в 4085 /325/ году, через два с половиной года после того, как он стал руководителем ешивы Пумбедиты (Брахот 64а; Раавад, Седер акабала).

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"

 

 


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.