Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.

Под пятой угнетателей

После смерти Раби положение евреев в Святой Земле ухудшилось. Многочисленные распри и войны между командирами римских легионов, а также между римлянами и персами тяжелым бременем ложились на провинции Империи, которые были обязаны снабжать римские легионы, находящиеся на их территории. Опасаясь недовольства солдат, власти облагали население обременительными налогами. Если какой-нибудь город не поставлял в срок требуемую подать, его населению грозила серьезная опасность. Налоги непрерывно возрастали, поэтому мудрецы Святой Земли были вынуждены иногда разрешать печь хлеб в шабат и обрабатывать землю в год шмиты (седьмой субботний год, когда запрещена обработка земли), чтобы исполнить требования римлян.

Император Каракала (3971—3977/211—217) издал указ, по которому все население провинций получало римское гражданство. Этот указ привел к нормализации отношений римлян и евреев. Римляне больше не преследовали евреев, а те, в свою очередь, были верными гражданами Римской империи. Когда персидский царь Шабур вторгся в Сирию, евреи помогали римлянам в войне против персов. Много евреев погибло в ту войну, принесшую победу римлянам.

На закате владычества Сирийского царства на политической арене появился город Тадмор (Пальмира), расположенный в Сирийской пустыне. Некоторое время правители Пальмиры контролировали Сирию и территорию Эрец Исраэль. Они ненавидели евреев и жестоко преследовали их. Однако в 4032 (272) году император Аврелий разрушил Пальмиру и восстановил римское владычество в Сирии.

Война религий

Войны в Передней Азии не прекращались вплоть до царствования Диоклетиана (4044/284), который, будучи сильным и мудрым правителем, сумел восстановить мир во всей империи. Сначала он относился к евреям с подозрением. Рассказывали, что эта неприязнь возникла у него еще в юности. Будущий император был в то время свинопасом, что вызывало насмешки еврейских детей. Однако еврейским мудрецам удалось убедить императора забыть юношеские обиды, и постепенно его отношение к евреям изменилось. Вместе с тем, император преследовал христиан, которые пытались установить свое влияние в Римской империи. После двадцати лет царствования Диоклетиан решил уйти в отставку и провести остаток своих дней в покое.

Перед своей отставкой он постановил, что полководцы римских легионов будут править по очереди. Но они начали вести междоусобные войны, в результате которых к власти пришел Константин. Новый император понимал, что христианство приобретает влияние в армии, и для привлечения солдат на свою сторону предоставил ему равные права с остальными религиями. Впоследствии он постепенно даровал христианам больше прав, чем евреям и язычникам. Сам император не был поборником христианской религии, но умело использовал ее для достижения своих политических целей. По мере роста влияния христиан Константин расширял их права за счет евреев и язычников, пока, наконец, не признал христианство государственной религией Империи.

Под покровительством императора в 4085 (325) году в городе Никее собрались кардиналы и епископы христианской церкви. Этот собор принял основные каноны христианской церкви, а также предал анафеме последователей Ариуса, который учил, что Ешу (Иисус) был человеком. Решения Никейского собора способствовали отделению христианства от иудаизма. Так, например, собор передвинул выходной день с субботы на воскресенье и изменил дату празднования христианской Пасхи.

Вскоре Константин сделал столицей Римской империи город Византию, переименовав его в Константинополь.

Борьба христиан против евреев

После смерти Константина влияние христианской церкви в империи еще более возросло. Священники добились принятия законов, позволяющих лишать евреев римского гражданства и подстрекали население нападать на евреев. В 4111 (351) году римляне разрушили еврейские центры в Ципори, Тверии и Лоде. Многие мудрецы бежали из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Следующий император, Юлиан, вернул империю к культам римских языческих богов. Одним из последствий его борьбы с церковью за власть было прекращение преследований евреев. Перед началом войны с персами император обещал, что по ее окончании он разрешит евреям вернуться на родину и построить Храм. Однако он погиб на войне и не успел выполнить своего обещания.

Наследовавшие Юлиану императоры снова сделали христианство — теперь уже окончательно — государственной религией. Долгое время обретшая силу церковь боролась с императорами за власть. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами. В конце концов, церковь победила: гражданские права евреев были аннулированы. Евреи христианской Европы вступили в трагическую пору кровавых преследований.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…