Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Изучение Торы, Катастрофа, Хасиды, Рав Александр Кац, Гетто, Освящение Имени Всевышнего
Раби Арье-Цви Фрумер (5644-5703 /1884-1944/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог.
Родился в небольшом местечке в Верхней Силезии, на юге Польши.
С тринадцати лет занимался в ешиве выдающегося хасидского наставника р. Авраама из Сохачева (Авней Незер), и с течением времени стал одним из его ближайших учеников.
Р. Фрумеру было всего около двадцати лет, когда вышла в свет его первая книга Сиах асаде (Полевой куст), вызвавшая бурную одобрительную реакцию в мире знатоков Торы.
В 5670 /1910/ году двадцатишестилетний р. Фрумер сменил своего наставника во главе ешивы в Сохачеве.
В 5674 /1914/ году, в самом начале первой мировой войны, г. Сохачев, расположенный под Варшавой, был сожжен дотла, и ешива прекратила свое существование. В последующие годы р. Фрумер был раввином и главой ешив в польских городках Заверце и Сосновце.
В 5695 /1935/ году р. Фрумер возглавил ешиву Хохмей Люблин (Мудрецы Люблина), одну из самых авторитетной в Польше, — он сменил на этом посту ее основателя р. Меира Шапиро.
В том же, 5695 /1935/ году, он посетил Землю Израиля, где рассчитывал впоследствии поселиться вместе со своим адмором (хасидским наставником) р. Давидом из Сохачева.
Развивая получившую широкое распространение идею даф йоми (дневной лист Талмуда, изучаемый по всему еврейскому миру), р. Фрумер инициировал аналогичную программу синхронного изучения Мишны — мишна йомит.
Когда нацистские войска ворвались в Польшу, р. Фрумер перебрался в Варшаву, где обосновался и р. Давид из Сохачева. Р. Фрумер создал в варшавском гетто ешиву и на протяжении ряда лет проводил в ней занятия.
После подавления восстания, вспыхнувшего в гетто в нисане 5703 /1943/ года, р. Фрумера вместе с другими уцелевшими обитателями гетто перевели в концентрационный лагерь Майданек.
По свидетельству очевидца, выжившего в Майданеке, р. Фрумер приближался к газовой камере, пританцовывая и прихлопывая в ладоши, с благодарственной молитвой на устах: «Благословен Б-г, удостоивший меня погибнуть в освящение Его Имени» (Гдолей адорот).
Алахические респонсы р. Фрумера были изданы под названием Эрец Цви («Оленья земля» — так поэтично называют Землю Израиля; но также заглавие книги можно перевести и как «Земля Цви» — по имени автора, р. Арье-Цви).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.