Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидский наставник, один из духовных лидеров евреев Польши

Раби Давид бар Шмуэль Борнштейн (р. Давид из Сохачева; 5636-5703 /1876-1942/ гг.) — хасидский наставник, один из духовных лидеров евреев Польши.

Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод («Маасе Рокеах»), родословная которого восходила к Раши и далее — к царю Давиду.

Правнук выдающегося хасидского праведника р. Менахема-Мендла из Коцка (Сарафа из Коцка) и внук р. Авраама Сохачевера (Авней Незер), основателя хасидского «двора» в г. Сохачеве, возле Варшавы.

Родился в первый день месяца Элуль 5636 /1876/ года.

Изучал Тору и хасидскую традицию под руководством отца, выдающегося комментатора Писания р. Шмуэля из Сохачева (Шем миШмуэль).

По завершении периода ученичества был раввином в г. Вышграде.

В 5686 /1926/ году, после смерти отца, р. Давид сменил его во главе хасидского «двора» в Сохачеве. Позднее он перенес свой «двор» в г. Отвоцк, несколько южнее Варшавы, а затем — в г. Лодзь.

Основал сеть ешив, получивших название Бейт Авраам (Дом Авраама) — в память о его деде.

В 5690-е /1930-е/ годы р. Давид из Сохачева был одним из самых авторитетных хасидских лидеров Польши, и тысячи хасидов приходили к нему за советом и наставлением.

Р. Давид совершил четыре поездки на Землю Израиля, где его семья приобрела значительные земельные участки, — он рассчитывал с течением времени переселиться туда вместе со своими учениками.

После того, как нацисты оккупировали Польшу, р. Давид, которому уже исполнилось семьдесят три года, был заключен в гетто Лодзи и подвергнут там варварскому глумлению и надругательствам. В дальнейшем его перевели в варшавское гетто.

По свидетельству одного из обитателей варшавского гетто, квартира, в которой поселился р. Давид «всегда была полна людьми — среди множества посетителей были ведущие раввины и руководители общины, приходящие к нему за советом». Его дом стал центром, в который поступала информация из различных польских и литовских общин, — в том числе и первые сообщения о массовых убийствах в концлагерях (Бесетер раам с.26,101).

Этот же свидетель рассказывал, что и в гетто р. Давид по-прежнему «занимался изучением Торы и служением Всевышнему, являясь источником силы и мужества для окружающих, — под его духовным влиянием находились группы изучающих Тору в гетто, во главе которых стояли его хасиды» (там же с.101).

На протяжении двух лет в доме р. Давида собирался постоянный миньян. В праздник Суккот 5703 /1942/ года вокруг него объединилось множество варшавян и беженцев из других общин. «Я был приглашен к столу Ребе и участвовал в его трапезе, — вспоминал один из гостей. — В тот Суккот я стал другим человеком, все беды времени отступили — я как будто перенесся в мир, свободный от диктата внешних событий. Все дни праздника Ребе толковал Тору и рассказывал хасидские предания — казалось, что он всецело погружен в жизнь высших миров» (там же с.101,350).

В ту осень, после массовой ликвидации евреев гетто р. Давид сменил квартиру и перешел в подполье.

Р. Давид из Сохачева умер восьмого кислева 5703 /1943/ года в варшавском гетто.

После окончания войны его немногие сохранившиеся толкования Торы были опубликованы в книге, озаглавленной Хасдей Давид («Милости Давида»).

С разрешения издательства Швут Ами

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…