Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Тора и наука, Рав Александр Кац
Раби Шломо-Йеуда-Лейб Рапопорт (Шир; 5550-5628 /1790-1867/ гг.) — законоучитель и историк еврейской мысли.
Родился в галицийском городе Лемберге (Львове), отошедшем при разделе Польши под власть Австро-Венгрии.
Женился на дочери выдающегося законоучителя р. Арье-Лейба Акоэна Геллера (Кцот ахошен). Написал аналитические заметки на одну из знаменитых книг тестя Авней милуим («Камни для наполнения»), посвященную семейному праву.
В 5597 /1837/ году Шир (аббревиатура слов «Шломо-Йеуда Рапопорт») возглавил общину г. Тернополя, но уже спустя год под давлением местных хасидов он был вынужден покинуть город.
В 5600 /1840/ году стал главным раввином Праги.
Шир написал целый ряд значительных сочинений по еврейской истории и библиографии. В книге Йериот Шломо («Свитки Шломо») он воссоздал творческие портреты выдающихся мудрецов раннего средневековья: р. Сеадьи Гаона, р. Нисима бар Яакова (р.Нисима Гаона), р. Хананеля бар Хушиэля (рабейну Хананеля) и р. Натана из Рима, автора талмудического словаря Арух.
В 5612 /1852/ году Шир издал первый том своей талмудической энциклопедии, названной Эрех милин («Порядок тем»). В этом энциклопедическом словаре он разработал аналитический подход к изучению еврейской истории, при котором талмудическая литература рассматривалась в свете данных общей историографии и даже археологии.
Эта работа осталась незавершенной, но опробованный в ней подход к решению талмудических проблем оказал значительное влияние на позднейших галицийских «просветителей», использовавших его для критики «раввинизма», — хотя сам Шир при жизни решительно выступал против всяких «реформаторов веры».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.