Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из руководителей общины г. Вильно (Вильнюса), комментатор Талмуда и библиограф

Раби Матитьягу бар Шмуэль Страшунь (5578-5646 /1817-1885/ гг.) — один из руководителей общины г. Вильно (Вильнюса), комментатор Талмуда и библиограф.

Родился в Вильно в последний день праздника Суккот 5578 /1817/ года.

Сын и ученик выдающегося комментатора Талмуда р. Шмуэля Страшуня (Рашаша; см.). Учился также у р. Менаше из Элеи (см.), а затем в воложинской ешиве под руководством р. Ицхака Воложинера (р. Ицеле; см.).

Овладел несколькими иностранными языками; приобрел глубокие познания в философии, математике и естественных науках. Поддерживал тесные контакты с еврейскими «просветителями», обмениваясь с ними информацией в области науки и новейшей еврейской литературы.

Подобно своему отцу, он отказывался от всех предлагаемых ему раввинских «тронов» — он был очень состоятельным человеком и имел возможность, поселившись с семьей в Вильно, сосредоточиться на изучении Торы.

Его хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Эйрувин и Бава батра были включены в новое издание Талмуда, осуществленное виленскими издателями братьями Ромм в 5646 /1886/ году, — с тех пор эти заметки печатаются в приложении к большинству изданий Талмуда.

Р. Матитьяу Страшунь отдавал много сил, времени и средств делам милосердия: он был парнасом (административным руководителем) виленской общины и возглавлял общинный фонд помощи неимущим, известный под названием «Цдака гдола» (Великая благотворительность); он же был ответственным за сбор средств на поддержку еврейских общин Земли Израиля. Р. Матитьяу возглавлял также и виленскую хевру кадишу (похоронное братство).

На протяжении всей жизни р. Матитьяу собирал еврейские книги и прославился как ведущий еврейский библиограф. Его коллекция включала около шести тысяч томов и была оснащена тщательно составленным каталогом — это было одно из самых крупных частных книжных собраний в мире.

Р. Матитьяу Страшунь умер в Вильно в 5646 /1885/ году.

В своем завещании он передал коллекцию книг виленской общине. Его собрание стало публичной библиотекой, а ее управляющий р. Ицхак Страшунь, сын р. Матитьяу, продолжал процесс собирания.

Перед второй мировой войной в библиотеке было представлено уже около сорока тысяч книг. В 5701 /1941/ году немцы оккупировали Вильно, и основная часть библиотечного фонда была уничтожена; некоторую часть книг оккупанты вывезли во Франкфурт на Майне — сегодня уцелевшие экземпляры из этого собрания рассеяны по библиотечным фондам США и Израиля.

С разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.