Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»

предыдущая глава

Какому странному зигзагу истории обязан Вильно своим превращением в центр спасшихся чудодейственным образом ешив Польши?

Рабби Ехезкель Левенштейн, знаменитый машгиах ешивы Мир, проанализировал исторические события, которые сделали возможным столь замечательное спа­сение.

Б-жественное Провидение, — сказал он, — поже­лало спасти Тору и ученых мужей от гибели. Вот по­чему еще двадцатью годами раньше Г-сподь одному Ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплел эпопею нашего спасения.

После того, как 9 октября 1920 года две дружест­венные страны — Литва и Польша — установили приз­нанную обеими сторонами границу, польский генерал Люциан Зелиговский послужил причиной конфликта между двумя добрыми соседями, который продолжал­ся двадцать лет. Безо всякого согласия своего прави­тельства — о чем было потом официально заявлено — он вторгся со своей армией в Вильно, являвшийся тог­да литовской столицей, дабы присоединить этот город к Польше и дать ему свое имя. Сия пиратская акция породила в Лиге Наций бурю, не утихавшую долгие годы. Польское правительство официально объявило действия своего генерала безответственными и мятеж­ными.

Тем не менее три года спустя Вильно был включен в Польскую республику. В ответ Литва разорвала с Польшей дипломатические отношения, и этот разрыв длился два десятилетия, до тех пор пока Польша не пала в самом начале Второй мировой войны.

Странная история с Вильно, его аннексия, последу­ющее включение в состав Польской республики, а за­тем возвращение обратно Литве — все это были пер­вые звенья в цепи событий, сотворенных Провидени­ем, дабы вырвать знатоков Торы и их учеников из водоворота смерти и разрушений, перенеся их в мир сво­боды и безопасности.

Лишь через двадцать лет были с трепетом осоз­наны один за другим события, которые вроде бы не имели ничего общего между собой. Эти события по­служили теми необходимыми предпосылками, кото­рые привели в конечном итоге к спасению ешив и по­стигавших Тору рабаним, являвшихся лидерами и га­рантами будущего всего еврейства.

Со временем мудрецы Торы свели воедино необыч­ные факты, посредством которых Провидение выстро­ило ковчег, имя которому Вильно. В 1938 году, всего за год до начала Второй мировой войны, Польша про­вела весьма странную мобилизацию призывников, что­бы выступить против крошечной Литвы. Поляки про­возгласили единственный в своем роде лозунг: «Война для установления мирных отношений». Этот ультима­тум ставил своей задачей достижение добрососедства взамен отсутствия каких-либо мирных контактов и со­стоял из следующих пунктов: установление диплома­тических отношений, реконструкция железной дороги, соединяющей Ковно и Вильно, восстановление торгов­ли, средств связи и шоссейных дорог.

Эти условия и вымостили тот путь, на котором наш­ли свое спасение в грядущем шторме защитники Торы.

Маленькая Литва подчинилась могущественной со­седке и всего через шесть месяцев выполнила все ее требования. Дипломатические отношения были уста­новлены, в Ковно открылось польское консульство, а между Ковно и Вильно было налажено железнодорож­ное и автомобильное сообщение.

Однако возможности, открывшиеся с присоединени­ем Вильно к Литовской республике, грозили остаться нереализованными, поскольку у беженцев не было главного — паспорта. А приобрести паспорт в то вре­мя, как их родная Польша перестала существовать, казалось невозможным.

Когда в 1939 году Польшу стало представлять на­ходящееся в лондонском изгнании правительство, кон­сульство в Ковно превратилось в Польское представи­тельство при Британском посольстве. Тогда же пред­ставитель Польши начал выдавать документы отчаяв­шимся польским беженцам, перебравшимся в Литву. Эти проездные документы назывались польскими па­спортами и для всех, получающих визы, служили на­дежным средством спасти свою жизнь.

Столь необычное событие 1938 года достопочтен­ный рав из Бриска прокомментировал следующим об­разом:

— Теперь понятно почему так быстро построили железную дорогу и шоссе, — сказал он.

Для лагеря Торы «Вилеиское чудо» имело и многие другие далеко идущие последствия, которые обнару­жились только после войны, когда были открыты не­мецкие архивы. Э. Дж. Херцман в Нес Ацала так ха­рактеризует пакт о ненападении, заключенный между гитлеровским рейхом и Советским Союзом накануне Второй мировой войны^. Этот потрясший мир договор Молотова-Риббентропа неожиданно объединил двух смертельных врагов, фашизм и коммунизм, и, обеспе­чив безопасность огромных восточных границ Герма­нии, швырнул гитлеровские армии на Запад.

Самая поразительная особенность пакта заключа­лась в том, что те же темные силы, которые были на­правлены на порабощение наций, — заботливо охраняли законные права крохотной Литвы и ее столицы Вильно. Немецкие архивы позволили узнать, что воз вращение Вильно Литве, наряду с другими измене ниями границ в Восточной Европе, было оговорено е специальном приложении к пакту о ненападении.

Таким образом, позорный пакт Молотова-Риббен-тропа, послуживший толчком к разрушению мира и началом новой фазы маниакального преследования ев­реев, стал ключом к спасению души еврейского наро­да — ешив и их учеников.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…