Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богатство, Виленский Гаон, Наука, Цдака, Уважение, Изучение Торы, Рав Александр Кац
Раби Йеошуа бар Цви-Гирш Цейтлин (5502-5582 /1742-1822/ гг.) — законоучитель и меценат.
Родился в г. Шклове.
Изучал Тору у отца.
К десяти годам он знал почти наизусть несколько талмудических трактатов из раздела Моэд (Праздники) — в том числе и сложнейший трактат Бейца с комментариями тосафистов (Сарей амеа 2:7).
Продолжил свое образование в Минске, под руководством выдающегося законоучителя р. Арье-Лейба Гинзбурга (Шаагат арье). С юности был дружен с р. Хаимом Воложинером, основавшим впоследствии Воложинскую ешиву.
Около 5524 /1764/ года р. Йеошуа вернулся в Шклов и, женившись на дочери одного из местных богачей, активно включился в предпринимательскую деятельность тестя. Проявив незаурядный коммерческий талант, быстро разбогател.
Его деловые связи простирались далеко за пределы Белоруссии и Литвы. Основательно изучив русский язык, он сумел заручиться поддержкой князя Потемкина, фаворита российской императрицы Екатерины II. Р. Цейтлин стал казначеем князя Потемкина и получал от него многочисленные подряды — именно р. Цейтлин обеспечивал снабжение российской армии в годы русско-турецкой войны, завершившейся в 5534 /1774/ году выгодным для России миром. Благодаря рекомендации Потемкина, р. Цейтлин получил аудиенцию у Екатерины II, присвоившей ему почетное звание «советник императорского двора» (там же 2:7, 2:8).
В самые кипучие периоды своей политической и коммерческой деятельности р. Цейтлин не прерывал своих ежедневных занятий Торой. Он преподавал в шкловской ешиве — самой большой в Белоруссии и Литве; благодаря его деятельности Шклов стал вторым по значению, после Вильно, центром изучения Торы в литовском крае.
Современники говорили: «Проверьте всех евреев Шклова, от главы общины и до извозчика, и не найдете ни одного, кто бы не знал наизусть несколько трактатов Талмуда» (там же 2:7).
Во время своих многочисленных поездок из Шклова в Санкт-Петербург р. Цейтлин, как правило, останавливался в Вильно и встречался с Виленским Гаоном, к ученикам которого он себя относил.
Во всех направлениях своей деятельности он не предпринимал ни одного значительного шага, не спросив предварительно совета Гаона. Он решительно поддерживал Гаона в его борьбе с хасидизмом (там же 2:8).
Составив одно из крупнейших в западном крае состояний, р. Цейтлин приобрел роскошное имение Устье, расположенное под г. Могилевом; на принадлежащих ему полях работало более девяти сотен крепостных. В Устье он построил дворец, в котором разместил свое огромное собрание еврейских книг и рукописей. В этом имении р. Цейтлин основал дом учения и собрал в нем целый ряд выдающихся знатоков Торы — в основном, учеников Виленского Гаона.
Всех, кто занимался в устьинском доме учения, р. Цейтлин содержал на свой счет. Кроме того, он щедро жертвовал крупные суммы на помощь беднякам и на другие благотворительные нужды.
По утверждению р. Хаима Воложинера, «р. Йеошуа удостоился и величайших познаний в Торе, и величайшего богатства потому, что использовал свое достояние лишь на благо своих братьев, евреев, а не для себя лично» (Гдолей адорот).
Наряду с углубленным изучением Торы, некоторые раввины, поселившиеся в Устье, занимались также естественными науками.
Р. Биньямин Ривлин собирал лекарственные растения и составлял из них целебные эликсиры; р. Барух Шик организовал химическую лабораторию, а также, по просьбе Виленского Гаона, перевел на иврит ряд книг по естественным наукам и математике (Сарей амеа 2:8).
Дворец в Устье посещали и многие иноверцы: сановники, политики, коммерсанты, ученые-естествоиспытатели (там же).
В 5580 /1820/ году р. Цейтлин издал книгу Амудей агола (Столпы изгнания), ставшую итогом его многолетних алахических исследований. В книге содержался обстоятельный комментарий на законодательный кодекс Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей), составленный французским тосафистом р. Ицхаком из Корбейля (Смак).
Р. Йеошуа Цейтлин умер первого элуля 5582 /1822/ года, в возрасте восьмидесяти лет.
Его внук титулярный советник Григорий Перетц был членом декабристского Союза благоденствия (Декабристы. М. «Наука», с. 139-140).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.