Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Рав Хисда (3977—4069 /217—309/) — преемник р. Уны во главе ешивы в Суре.
Происходил из рода коэнов — священников Храма (Раши на Хулин 44б). В юности учился у Рава (см.), основателя ешивы в Суре; в 16 лет женился на его внучке (Кидушин 29б, Хулин 95а; Седер адорот). После смерти Рава, последовавшей в 4007 (247) году, учился у нового главы ешивы р. Уны (Гитин 7а, Раши), а затем стал его талмид-хавером — ближайшим коллегой в постижении законов Торы (Эрувин 62б, Тосафот).
В молодости р. Хисда был очень беден, но затем, занявшись производством и продажей крепких напитков, разбогател. Он использовал свои богатства для помощи неимущим (Песахим 113а, Раши); на свои средства он заново отстроил ешиву в Суре.
В течение многих десятилетий он был ближайшим помощником р. Уны в руководстве ешивой. Талмуд называет их двумя «старцами из Суры» (Санхедрин 17б, р. Хананель) и «праведниками Вавилонии» (Таанит 23б).
В 4052 (292) году р. Хисда основал в Суре собственный дом учения, а спустя четыре года, после смерти р. Уны, возглавил всю ешиву (Раавад, Седер акабала); он стал признанным главой поколения и наиболее авторитетным законоучителем, к которому обращались во всех трудных и спорных случаях (Эрувин 40б).
В Талмуде отмечается, что подход р. Хисды к изучению Торы отличался глубиной постановки проблем и остротой их анализа — перед его способностью вести изощренную дискуссию трепетали (Эрувин 67а, Раши). В то же время р. Хисда был известен исключительной праведностью — по свидетельству Талмуда, в годы засухи он вызывал своей молитвой дожди (Моэд катан 28а).
Рав Хисда установил текст благословения, произносимого коэнами перед Биркат коаним (Сота 39а); он так же ввел обязанность, отправляясь в дальний путь, произносить Тфилат адерех (Дорожную молитву) (Брахот 29б).
Рав Хисда возглавлял ешиву в Суре в течение 10 лет (Раавад, Седер акабала). Его ближайшими учениками были рав Зейра (см.), будущий глава мудрецов Земли Израиля, и Рава (см.), будущий глава мудрецов Вавилонии.
В Талмуде рассказывается: ангел смерти, явившийся за душой р. Хисды, не мог приблизиться к нему, потому что 92-летний мудрец, не прерываясь, был занят изучением Торы — а Тора защищает человека от смерти. И лишь когда ангел, прибегнув к хитрости, сумел на мгновение отвлечь внимание р. Хисды, душа покинула его тело (Моэд катан 28а, Макот 10а).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.