Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет

Раби Йоханан и Реш Лакиш, главы этого поколения мудрецов, заложили основы Иерусалимского Талмуда. И хотя этот Талмуд был создан в знаменитых ешивах Тверии, Ципори и Лода, он получил имя разрушенного города, лишь раз в году, 9 ава, доступного для евреев — в этот день римские власти позволяли им приходить к уцелевшей стене Храма и оплакивать свою святыню.

И именно в этом поколении центр тяжести еврейского мира стал неумолимо смещаться в сторону Вавилонии: ешивы Неардеи, Суры и Пумбедиты привлекали тысячи и десятки тысяч знатоков Торы, перетягивая чашу весов.

На Земле Израиля

Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.

По свидетельству Талмуда, будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет. Однажды в пост Йом кипура его мать попросила есть — ей казалось, что ребенок в ее чреве требует еды. За алахическим решением обратились к р. Йеуде Анаси (см.), а он посоветовал, чтобы матери шепнули на ухо: «Сегодня Йом кипур!». Шепнули — и «ребенок в ее чреве перестал требовать пищи» (Йома 82б). И тогда р. Йеуда Анаси предсказал, что у этой женщины родится праведник и мудрец.

Р. Йоханан был сиротой от рождения — его мать умерла при родах, а отец — за несколько месяцев до его появления на свет (Кидушин 31б).

В юности он учился в ешиве у р. Йеуды Анаси (Хулин 54а,137б), а затем изучал Тору у р. Ханины бар Хамы и его друга р. Йеошуа бен Леви (Седер адорот). Однако основным его наставником стал р. Ошая  — в его ешиве, расположенной в г. Кейсарии, р. Йоханан занимался 13 лет (ИТ Эрувин 5:1).

Когда период ученичества был завершен, он основал собственную ешиву в г. Тверии. Ближайшим его учеником, а затем талмид-хавером и неизменным оппонентом стал р. Шимон бен Лакиш — в большинстве трактатов Талмуда приведены алахические дискуссии между ними.

Р. Йоханан пользовался высочайшим авторитетом как законоучитель: даже в случаях, когда возникали разногласия во мнениях между ним и мудрецами старшего поколения — Равом  и Шмуэлем, алаха устанавливалась, как правило, в соответствии с его точкой зрения (Бейца 4а; Бава кама 104б, Тосафот).

Раби Йоханан отличался большой физической силой и исключительной красотой, подобной красоте Йосефа, сына праотца Яакова (Седер адорот). По свидетельству Талмуда, даже этой красотой, дарованной ему Б-гом, р. Йоханан старался приносить пользу людям: «вечерами он садился у ворот миквы, чтобы женщины, выходящие из нее, видели его лицо и рожали красивых детей» (Бава меция 84а).

В Талмуде также рассказывается: р. Йоханан был подвергнут тяжелейшему испытанию — в течение нескольких лет он похоронил всех своих десятерых сыновей. Но и это горе он использовал, чтобы помогать людям: с тех пор он навещал скорбящих и утешал их — и каждому из скорбящих его ноша казалась более легкой по сравнению с непереносимой ношей р. Йоханана (Брахот 5б; Бава батра 116а, Рашбам).

Он прожил очень долгую жизнь. На протяжении 80 лет возглавляя ешиву в Тверии, р. Йоханан подготовил десятки выдающихся учеников, среди которых особенно выделялись р. Ами, р. Аси и р. Шмуэль бар Нахмани — лидеры следующего поколения мудрецов (Седер адорот).

Ешива р. Йоханана стала той мастерской, в которой создавался Талмуд Йерушалми (Иерусалимский Талмуд). И хотя работа была завершена лишь спустя столетие после смерти р. Йоханана, его вклад явился определяющим, — и великие историки еврейской мысли могли с полным основанием сказать: «Раби Йоханан составил Иерусалимский Талмуд» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора; Раавад, Седер акабала).

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…