Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Звулун бен Яаков (זבולן; 2199—2323 гг. /1561—1437 гг. до н.э./) — десятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Звулун бен Яаков (זבולן; 2199—2323 гг. /1561—1437 гг. до н.э./) — десятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 7 тишрея 2199 года /1561 г. до н.э./; младший сын Леи. После его рождения Лея сказала: «Теперь уж мой муж будет постоянно жить у меня (יזבלני — избелени), ибо я родила ему шестерых сыновей», — и ребенку дали имя Звулун (Берешит 30:19—20; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Вместе с ним родилась сестра-близнец Дина (Берешит 30:21, Хизкуни).

Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на Мероше из Мидьяна (Сефер аяшар, Вайешев). У них было три сына: Серед, Элон и Яхлеэль (Берешит 46:14).

Звулун принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях вместе с остальными братьями.

Звулун бен Яаков умер в Египте в 2323 году /1437 г. до н.э./ в возрасте 124 лет (Седер аолам зута 4:13; Седер адорот акацар). Его останки были перенесены его потомками из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Звулуна составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало пятьдесят семь тысяч четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:31), а перед вступлением в Землю Израиля — шестьдесят тысяч пятьсот (там же 26:27).

Колено Звулуна входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (там же 2:7). Знамя колена Звулуна было серебристо-белым; на нем был изображен корабль, так как праотец Яаков, благословляя сыновей, сказал (Берешит 49:13): «Звулун у берега морей будет жить, у пристани корабельной…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе, Бемидбар 2:2).

Рубежи надела, полученного коленом Звулуна при разделе Земли Израиля, обозначены в книге Йеошуа (19:10-16). В Талмуде указано, что его надел выходил к Средиземному морю в районе города Акко (Бава батра 122а). К этому наделу относилась также гора Кармель, на которой принес свою жертву пророк Элияу (см.) (Берешит раба 82:5, Эц Йосеф).

Колено Звулуна отличалось своим богатством (Бемидбар раба 2:10). Оно занималось обширной морской торговлей (Берешит раба 99:9). Кроме того, потомки Звулуна скупали товары у всех остальных колен и продавали кнаанцам, а кнаанские товары продавали другим коленам (Сифрей, Браха; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121). Они занимались также добычей хилазона и приготовлением из его крови дорогостоящей голубой краски (тхелет) для цицит. Этой краской они снабжали все другие колена (Мегила 6а; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121—122).

Потомки Звулуна обеспечивали все материальные нужды соседнего колена Иссахара, целиком посвятившего себя изучению Торы, и в заслугу своей благотворительности они получали долю в духовной награде потомков Иссахара (Берешит раба 72:5, 99:9; Ваикра раба 25:2; Бемидбар раба 13:17; Раши, Дварим 33:18). Вместе с тем, и сами потомки Звулуна посвящали свое свободное время серьезным занятиям Торой (Бемидбар раба 18:5; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 150).

Колено Звулуна было изгнано из Земли Израиля ассирийцами вместе с остальными северными коленами. Путешественник Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ еврейские общины Северной Африки и Вавилона, сообщал, что потомки Звулуна живут отдельной общиной рядом с потомками Реувена, и они сохранили святой язык, на котором изучают Тору (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим с. 4).

с разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.