«Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля… А с вами должно быть по одному человеку для каждого колена… глава он отчего дома своего. Для (колена) Иссахара — Нетанэль, сын Цуара; для Зевулуна — Элиав, сын Хейлона» (Бемидбар 1:2-9).
Мы видим, что в нашей недельной главе колено Иссахара всё время упоминается раньше колена Зевулуна: и среди имен вождей, и при исчислении народа, и при описании расположения станов с их знаменами. А в главе Ваехи, когда Яаков благословляет сыновей, Зевулун упомянут раньше Иссахара. Как и в главе Вэ-Зот а-Браха, в благословениях Моше. Почему?
Понять это нам поможет следующая история.
Гаон раби Хаим из Воложина[i] советовал своим ученикам заключать договоры «Иссахара и Зевулуна»[ii], по которым меценаты, поддерживающие изучающих Тору, получат половину их награды Свыше за учебу.
Его спросили, не получится ли здесь «изучения Торы ради награды». Ответ был: всё как раз наоборот — если кто-то не хочет заключать такой договор, значит, он учится ради награды Свыше (которой ни с кем не намерен делиться). Тот же, кто учится во Имя Небес, может отдать часть награды другому, если благодаря этому сможет еще больше трудиться ради Всевышнего.
Раби Исраэль из Саланта[iii] рассказывал, что в дни его юности жили в его городе два брата. Первый был богатым торговцем, а второй — бедным знатоком Торы. В течение многих лет богатый брат поддерживал бедного, снабжая его всем необходимым. Но однажды заявил, что дальше так нельзя: он готов продолжать поддерживать своего ученого брата, только если тот поделится с ним наградой, ожидающей его в Будущем мире за изучение Торы.
Бедный брат, удивленный таким заявлением, не знал, как лучше поступить. Он решил подождать с ответом, пока не посоветуется со своим учителем раби Хаимом. Ответ раби Хаима был таким: «Скажи своему брату, что в любом случае — поделишься ты наградой или нет — у него уже есть огромная награда на Небесах». Однако если брат будет настаивать, нужно принять его требование и разделить с ним награду.
После этого раби Хаим добавил: «Скажи брату, что заслугу изучения Торы он может с тобой разделить, но есть особая заслуга — изучать ее в нужде, а этого он с тобой никогда не разделит. Такая заслуга принадлежит только самим изучающим Тору и никому другому».
Из этого следует: материально поддерживать изучение Торы и знатоков Торы — великая заслуга. Это то, что позволяет им продолжать учебу. Но в конечном счете сам ученик еще дороже Всевышнему, чем тот, кто его поддерживает: ведь кроме заслуги изучения Торы у него есть особая заслуга — учиться в нужде и бедности…
Теперь в объяснении Адмора из Скулян[iv] мы найдем ответ на свой вопрос. Раши[v] в комментарии к главе Вэ-Зот а-Браха (Дварим 33:18) пишет: «“…Радуйся, Зевулун, выходу твоему, а Иссахар — в шатрах твоих” — Зевулун и Иссахар заключили сделку. Зевулун живет у моря и ведет морскую торговлю. Он зарабатывает сам и дает пропитание Иссахару, чтобы тот мог изучать Тору. Поэтому Зевулун упомянут перед Иссахаром — ведь то, что Иссахар изучает Тору, становится возможным благодаря Зевулуну».
Отсюда можно сделать вывод: когда речь идет о благословении, то Зевулун упоминается раньше Иссахара, так как учеба последнего становится возможной благодаря успеху первого. Это значит, что благословение Иссахара зависит от благословения Зевулуна!
С другой стороны, когда перечисляют колена Израиля в соответствии с их собственной значимостью, как в нашей главе, места для сомнений не остается: колено Иссахара, посвятившее себя изучению Торы, упоминают прежде колена Зевулуна. Ведь уровень, которого достигают изучающие Тору, выше уровня тех, кто их поддерживает. (Лэламедха)
[i] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (5509-5581 /1749-1821, Белоруссия), ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы — «матери всех литовских ешив». Его книга «Нефеш а-Хаим» посвящена каббалистическому учению Виленского Гаона.
[ii] Заповедь изучения Торы лежит на всех евреях, но не у всех есть возможность учиться. Между коленами Иссахара и Зевулуна был договор: колено Иссахара изучало Тору, а колено Зевулуна занималось торговлей и отдавало половину заработка Иссахару — поэтому половина награды за учебу Иссахара принадлежала Зевулуну. До сих пор заключаются «договоры Иссахар-Зевулун», согласно которым одна сторона изучает Тору, а вторая обеспечивает материальную поддержку, поэтому заслуга изучения Торы принадлежит обеим сторонам в равной мере.
[iii] Раби Исраэль бар-Зеев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, Агрис, 5571-5643 / 1810-1883, Литва) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
[iv] Раби Элиэзер-Зюша бар-Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658-5742 / 1897-1982, Прикарпатье, Буковина, Румыния, США) — выдающийся хасидский наставник.
[v] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.