Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был знатоком Галахи, каббалистом и одним из идеологов хасидского движения в Восточной Европе. Биография раввина, который был готов считать праведником самого закоренелого злодея.

Раби Мешулам-Файбиш бар Аарон-Моше Алеви Геллер (р. Мешулам-Файбиш из Зебаржа; умер в 5555 /1795/ г.) — праведник и кабалист; один из первых выдающихся идеологов хасидизма.

Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера (см.), автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).

Учился у р. Дова-Бера (Магида из Межирича; см.), а затем — у р. Йехиэля-Михла из Злочева (см.).

Хасиды рассказывают, что р. Мешулам-Файбиш имел обыкновение называть каждого человека «цадиком» (праведником) и стремился увидеть в каждом, даже в закоренелом грешнике, лучшую сторону.

Всю свою жизнь р. Мешулам-Файбиш провел в крайней бедности. Однажды зажиточный хасид подарил ему дорогую шапку, отороченную шелком, и р. Мешулам-Файбиш очень ее берег. Однако не прошло много времени, как шапку украли, — ведь дом р. Мешулама-Файбиша всегда был полон самыми разношерстными посетителями. И когда к нему вновь пришел подаривший шапку хасид, р. Мешулам-Файбиш признался ему, что «какой-то праведник, у которого, вероятно, не было своей шапки, забрал подаренную». «Какой же он праведник?! — возмутился хасид. — Ведь в нашей святой Торе написано: “Не кради!” (Шмот 20:13)». «Ну что я могу поделать? — вздохнул в ответ р. Мешулам-Файбиш. — Конечно он праведник! Ведь ясно сказано у пророка (Йешая 60:21): “А народ твой — все праведники!”. Следовательно, и этот человек — праведник!» (Гдолей адорот).

В своей книге Дерехэмет (Путь истины) р. Мешулам-Файбиш изложил основы хасидского учения — в оригинальной интерпретации, воспринятой им от р. Дова-Бера, Магида из Межирича.

В чеканных словесных формулах он запечатлел глубочайшие идеи кабалы, связанные с духовным предназначением человека в сотворенной Вселенной.

«Сотворение неба и земли, — писал он, — представляло собой как бы облачение “небытия” в материальные “одежды” и являлось нисхождением с высшего, духовного, уровня реальности на более низкий. А праведник в своем служении освобождается от материального облачения и, непрестанно размышляя о Б-ге, осознает Творца в Его “самости”, в состоянии “небытия” — как бы до сотворения мира. В своем сознании он возвращается из сотворенного мира к “небытию”, и такое восхождение с низшего уровня реальности на высший — даже большее чудо, чем само сотворение мира… И я слышал из святых уст Магида из Межирича, что Вселенная сотворена лишь ради этого — не ради материальности, но только ради того, чтобы праведный человек мог вернуться к своему истоку и “прилепиться” к Творцу» (Дерех эмет).

Он учил, что в своем духовном служении человек, стремящийся «прилепиться» к Всевышнему, должен пройти через некое «второе рождение» — переходное состояние, подобное «небытию, предшествовавшему сотворению мира». «Как брошенное в землю семя не сможет превратиться в росток, пока не перестанет существовать в качестве семени, — пояснял он, — …так и человек: если он стремится к близости с Б-гом, ему необходимо в своем сознании вернуться к состоянию мира до сотворения, и тогда Всевышний, да будет Он благословен, как бы сотворит его заново, и он станет подобен мощно бьющему роднику и могучей реке, воды которой не пресекаются» (там же).

В последующих поколениях книга Дерех эмет приобрела статус одного из самых аутентичных и авторитетных источников хасидской традиции.

Р. Мешулам-Файбиш Геллер был призван в Небесную Ешиву двадцатого кислева 5555 /1795/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…