Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя судить о ближнем по одному-единственному поступку. История о Симоне Визентале

БОГ ГОВОРИЛ МОШЕ И СКАЗАЛ: ПОШЛИ СЕБЕ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ РАЗВЕДАЛИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ. ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ КАЖДОГО ОТЦОВСКОГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, ВСЕХ ГЛАВ (Бемидбар, 13:1,2)

Раши цитирует мидраш Танхума, который объясняет, почему Тора рассказывает о разведчиках, посланных в страну Кнаан, сразу после истории о том, как Мирьям сказала лашон ара. Хотя она была за это публично наказана, грешники ничему не научились на ее примере.

Возникает вопрос, как они могли научиться, ведь она сказала о человеке, а они — о стране? Рав Исраэль Ордман из ешивы Тельшяй в Литве предложил объяснение: Человек должен научиться во всем видеть хорошее. Кто во всем видит плохое (в еде, работе и т.д.), неизбежно будет видеть плохое и в людях, а кто во всем видит хорошее, тот и в ближних будет видеть хорошее. Этот урок должны были извлечь разведчики — находить хорошее, а не выискивать плохое.

В конце второй Мировой войны Шимон Визенталь (впоследствии известный розыском нацистских преступников) сидел в концлагере. Туда привезли заключенного, которому удалось тайно пронести Сидур (еврейский молитвенник). И Визенталь изумился его мужеству — его могли за это убить. Но его отношение к отважному заключенному изменилось, когда он увидел, что тот дает другим на четверть часа Сидур в обмен на четверть их крайне скудного дневного рациона. Заключенные были совершенно истощены, но охотно соглашались. Однако владелец Сидура умер прежде них, не выдержав чудовищного количества поглощаемой пищи.

После войны рав Элиэзер Сильвер посещал лагеря перемещенных лиц от имени Ваад ацала (комитета по спасению). Он организовал молитвы и ободрял оставшихся в живых евреев. Заметив, что Визенталь не пошел в синагогу, рав решил его навестить. Вот как об этом рассказал Шимон Визенталь:

В тот вечер рав Сильвер пришел навестить меня. Это был человек маленького роста, одетый в армейскую форму без знаков отличия. У него была маленькая белая борода, а глаза светились добротой. Ему было, наверное, лет 75, но ум его был остр, а голос юн.

Он положил мне руку на плечо:

— Итак, говорят, ты сердит на Бога, — сказал он на идиш и улыбнулся мне.

— Не на Бога, — ответил я, — а на одного из Его слуг.

И рассказал о владельце Сидура.

Он продолжал улыбаться.

— Это все, что ты хочешь мне сказать?

— Но, раби, разве этого мало? — спросил я.

— Ду думмер (ты глупый), — сказал он. — Ты смотришь только на того, кто что-то взял. Почему не посмотреть на людей, которые отдавали? Он тронул меня протянутой рукой и вышел.

На следующий день я пошел в синагогу. С тех пор я всегда старался помнить, что на каждую вещь можно смотреть по-разному[1].

Как заметил один праведник: «Нам даны два глаза: один, очень острый — чтобы вглядываться в себя и замечать малейшие недостатки, а второй — слабый глаз, чтобы смотреть на других. К сожалению, мы очень часто путаем, каким глазом на что смотреть».

Рав Сильвер не сосредоточил внимание на одном оступившемся человеке, а обратил внимание на духовную высоту голодающих людей, которые отдавали еду, чтобы почувствовать себя ближе к Богу.

И УМЕРЛИ ОТ МОРА ТЕ ЛЮДИ, ЧТО ПЛОХО ГОВОРИЛИ О ЗЕМЛЕ, ПО ВОЛЕ БОГА (Бемидбар, 14:37).

Талмуд говорит, что мы учим, насколько серьезное преступление лашон ара, читая о наказании разведчиков за плохой отзыв о земле Израиля, из-за чего народ не вошел в свою страну и был вынужден еще сорок лет скитаться в пустыне. Если те, кто плохо говорили о камнях и песке, были так сурово наказаны, насколько тяжелее наказание тем, кто плохо говорит о своем ближнем! (Арахин)


[1] «Убийцы среди нас».

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…