Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Яаков-Шауль бар Элиэзер-Йерухам Эльяшар (5577—5666 /1817—1906/ гг.) — главный сефардский раввин Йерушалаима (Ришон леЦион), один из духовных лидеров поколения.

Родился двадцать третьего сивана 5577 /1817/ года в Цфате. Его предки прибыли в Землю Израиля из Литвы — его прадед был известен под именем р. Хаим-Йерухам из Вильно, а дед — р. Яаков из Вильно.

Его отец, р. Элиэзер-Йерухам, даян и шойхет в ашкеназской общине Цфата, был арестован турецкими властями, а затем, сумев совершить побег из тюрьмы, поселился в Йерушалаиме. Он умер, когда Яакову-Шаулю было семь лет.

В 5588 /1828/ году мать Яакова-Шауля вышла замуж за сефардского мудреца р. Биньямина-Мордехая Навона, который стал его основным учителем и наставником. С этого времени юноша воспитывался в среде сефардских евреев и усвоил их традиции и обычаи.

По завершении периода ученичества он стал даяном в сефардской общине Йерушалаима. В 5623 /1863/ году, в возрасте сорока пяти лет, он возглавил раввинский суд сефардской общины святого города.

Р. Эльяшар написал более тысячи респонсов, отвечая на сложнейшие алахические вопросы, присылаемые ему из сефардских и ашкеназских общин всего мира. Его респонсы были изданы в нескольких томах (первые сборники его респонсов вышли в свет в Йерушалаиме в 5642 /1882/ и 5653 /1893/ годах).

Вопреки мнению большинства авторитетных законоучителей, он поддерживал так называемое «разрешение на продажу» (эйтер мехира), предоставляющее возможность еврейским земледельцам обрабатывать свою землю в субботний год, предварительно продав ее на этот год неевреям. Это постановление стимулировало вовлечение евреев в сельскохозяйственное освоение земли Израиля (Энциклопедия левейт Исраэль т. 2).

Много раз р. Эльяшар посещал еврейские общины Турции, Египта и Италии, собирая благотворительные средства для евреев Йерушалаима.

В 5653 /1893/ году семидесятипятилетний мудрец был избран главным сефардским раввином Йерушалаима, и ему был присвоен почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).

К этому времени сефардская община города составляла уже тринадцать тысяч человек (а ашкеназская — семь тысяч).

Много раз за время своей деятельности р. Эльяшар проявлял исключительную мудрость и прозорливость.

26-го тамуза 5666 /1906/ года он получил срочную телеграмму, в которой было сто тринадцать слов. Раввин из польского города Новоминска просил срочной помощи. Он сообщал, что полгода тому назад два еврея из Новоминска, которые теперь переселились в Йерушалаим, дали ложные показания против нескольких гоев, — и теперь, в соответствии с их свидетельством, эти гои приговорены к смертной казни. Раввин утверждал, что если казнь совершится, гнев польских соседей обрушится на всех евреев Новоминска. Он просил р. Эльяшара срочно допросить двух лжесвидетелей и добиться от них письменного опровержения — таким образом, удастся спасти невинных людей от смерти, а евреев Новоминска уберечь от погрома. Раввин Новоминска заранее оплатил и обратную телеграмму.

По поручению р. Эльяшара его секретарь в тот же день разыскал двух евреев из Новоминска, но те стояли на своем: они утверждали, будто были единственными свидетелями убийства и на допросе в польской полиции сообщили чистую правду.

Не мешкая, р. Эльяшар собрал на совет ведущих знатоков Торы и сказал им: «Я думаю, что эта телеграмма — подделка! Не исключено, что родственники убийц попытались таким способом избавить их от возмездия. А раввин Новоминска, вероятно, даже не знает про телеграмму — и поэтому отвечать на нее не следует!». «Однако если телеграмма все же подлинная, — возразили ему, — мы обязаны отреагировать на нее!».

И тогда, несмотря на поздний час ночи, р. Эльяшар отправил своего секретаря к р. Шмуэлю Саланту (см.), руководителю ашкеназской общины города. Ознакомившись с содержанием телеграммы, девяностолетний мудрец сказал: «Мне представляется, что это — фальсификация», — и он независимо от р. Эльяшара изложил аналогичную версию.

На следующее утро р. Эльяшар отправил в Новоминск краткую телеграмму: он писал, что как гражданин Турции не имеет права вмешиваться во внутренние дела Российской империи.

А еще день спустя, в шабат, двадцать восьмого тамуза 5666 /1906/ года р. Яаков-Шауль Эльяшар был призван в Небесную Ешиву — ему шел девяностый год жизни.

Через несколько недель выяснилось, что телеграмма, действительно, была сфабрикована, — и погром евреям Новоминска угрожал бы именно в том случае, если бы мудрецы Йерушалаима во главе с р. Эльяшаром угодили в расставленную ловушку (Гдолей адорот; Везэ шаар ашамаим с. 439—441).

В память о р. Эльяшаре был назван один из новых районов Йерушалаима — Гивъат Шауль (Холм Шауля), ставший сегодня крупнейшим центром изучения Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.