Темы: Еврейская женщина, Женщина, Виктория Фридман, Скромность в одежде, Головной убор
Добрый день! Помогите мне советом, как одеть кисуй рош (головное покрытие). Я понимаю, что это необходимо, муж очень хочет. Но, несмотря на всё, мне это непросто сделать. В субботу в синагогу я одеваю кисуй кош, на сеудат шаббат (субботнюю трапезу) тоже, а в обычный день, на работу — нет. Я молюсь, чтобы это желание пришло ко мне и сделать это с лёгкостью и с уверенностью, что я кисуй уже не сниму. Заранее благодарю. Дай Б-г Вам здоровья и счастья! Н.
Отвечает рабанит Виктория Фридман
Уважаемая Н.!
На Ваш вопрос очень хочется ответить вопросом. Почему? Что мешает Вам носить кисуй-рош на работу?
Думается, если Вы точно определите причины, это приблизит Вас к разрешению Вашей проблемы.
Я могу предположить два варианта объяснения, почему Вы не можете послушно и достаточно безразлично (я уж не говорю «с радостью») исполнить желание мужа насчет кисуй-рош с той же легкостью, с какой Вы подаете ему чай или гладите рубашки. Первый — протест, так сказать, эстетический, второй — мировоззренческий (ощущение, что с покрытой головой Вы как будто заявляете себя не совсем тем человеком, каким являетесь внутри). Обе причины кажутся мне интересными и плодотворными.
Первая — потому, что внешний облик женщины, которая начинает соблюдать заповеди, не может не измениться, и не только в отношении прически или головного убора, но и в отношении одежды, жестикуляции, громкости тона и еще массы вещей. У Вас наверняка есть свой стиль, свои любимые цвета и формы, к которым Вы тоже в свое время как-то вырабатывали отношение. Так что дело Вам отчасти знакомо. А придумывать облик, сообразуясь с целым рядом определенных условий, занятие вполне творческое. Это процесс, который подарит Вам массу сюрпризов и новых эстетических решений. Изменить имидж и при этом не подурнеть — задача достойная.
Вторая причина — мировоззренческая — посложнее. Наш взгляд на мир меняется, развивается, углубляется постоянно. И слава Б-гу! Значит, тут Ваша задача — осознать со всей ясностью, по какому пути Вы идете.
Дома, в бейт-кнессете (синагоге), т.е. среди «своих», Вам, как я поняла, носить кисуй-рош нетрудно. Проблема с работой. Вас смущает реакция внешнего мира? Сотрудников? У Вас на работе любят насмешливо судачить о «религиозных»? А Вы хотите дружить, а не противостоять? Я не утверждаю, просто пробую угадать. Одно могу сказать: над человеком с твердой и определенной позицией не смеются. И даже если какое-то время держатся от него подальше, то потом начинают проявлять интерес к его взглядам. Так что еще неизвестно, кто на кого тут может повлиять.
С уважением, Виктория Фридман
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?