Темы: Ортодоксальные евреи, Харедим, Муж и Жена, Виктория Фридман, Различия в духовном уровне, Религиозный сионизм
Добрый день! У меня такая проблема: я замужем уже 5 лет и у нас уже 2 ребёнка. 3 года назад начали соблюдать субботу, кашрут и т.д. Сначала шли с мужем вместе, а потом я приостановилась, а он продвинулся дальше.
Три года назад муж начал носить цицит, сначала он заправлял его внутрь, а последнее время дома начал ходить с нитками снаружи. На меня это действует, как красная тряпка на быка, если не сказать больше (так как вид абсолютно неопрятный), но если он идёт на деловые встречи, конечно, всё заправлено.
Мы не харедим, муж ходит кипа сруга (в вязаной кипе), а мне нет проблем носить брюки, а не юбку, хотя я стараюсь этого не делать. Муж утверждает, что ашкеназим должны ходить с нитками снаружи. Мы живём на улице, где живут много верующих кипот сругот ашкеназим, у всех цицит заправлен.
Это очень погеа бэ-шлом-байт (плохо сказывается на отношениях в семье) на всех уровнях. Я к этому не могу привыкнуть, мне это просто неприятно. Из-за этого дома постоянные ссоры. Что мне делать? Н.
Отвечает рабанит Виктория Фридман:
Уважаемая Н.!
Жаль, что нам приходится разбираться с Вашим вопросом письменно, а не в разговоре, когда можно расспросить обо всем, что осталось неясным в Вашем письме.
Что именно осталось неясным? Например, то, что, по Вашему ощущению, на каком-то этапе тшувы Вы остановились. Действительно ли остановились? Или какое-то движение все-таки происходит, но неизвестно, в какую сторону?
Вы замужем 5 лет, у Вас двое детей. А поводом к семейному раздору Вы считаете ношение цицит «навыпуск», которые действуют на Вас, по Вашим словам, как красная тряпка на быка. Мужчин с цицит снаружи Вам, надо думать, приходилось видеть. На них Вы тоже так реагируете? Или только на мужа?
Я ставлю Ваш основной вопрос — как побороть раздражение при виде цицит — в ряд с другими, потому что он, по-моему, с ними связан. Вы спрашиваете, что Вам делать? Выхода, как будто бы, два.
Первый — убедить мужа носить цицит дома так же, как он носит их на работу.
Второй — изменить Ваше отношение к ним.
Первый вариант пока оставим. Поговорим о втором.
Идиосинкразии на нитки или на белый цвет у Вас, как я понимаю, нет.
Аргумент «неопрятно» тоже не из сильных — вряд ли Вы страдаете болезненной аккуратностью. Ведь бахрома на ковбойском костюме Вас не беспокоит?
Значит, дело в сути этих цицит и их демонстрации. Вам кажется, что муж в чем-то заблуждается? Или неискренен? Или нарушает какой-то негласный договор, по которому семья должна вести «умеренно религиозный» образ жизни и не более того?
Почему Вы испытываете именно ярость? Ярость обычно бывает вызвана страхом и чувством беспомощности. Вы чего-то боитесь? Чего именно? Пожалуйста, не пытайтесь подавить свои чувства усилием воли. Я понимаю: Вы хотите мира в доме, Вы не хотите споров и скандалов. Так найдите источник Вашего раздражения. Я убеждена, что это не цицит сами по себе. Вам кажется, что муж уходит куда-то, куда Вы следовать за ним не хотите? Вам кажется, что ношением цицит наружу он бросает Вам вызов?
Пока скажу одно: Всевышний, как видно, решил Вас потормошить. Он не хочет, чтобы Вы «остановились». Он побуждает Вас подумать о тех переменах, что произошли в Вашем мировоззрении, когда Вы начали сознавать или попробовали осознать, что мир сотворен, что у него есть Творец. Сравните свое прошлое мировоззрение и нынешнее. Вспомните себя прежнюю. Каким Вам виделся мир и Ваше место в нем? А теперь?
У неожиданных и даже не одобряемых нами поступков мужа есть и положительная сторона: они вызывают не только раздражение, но и потребность подумать. Присутствие рядом человека со своей динамикой внутренней жизни — да это просто подарок судьбы.
А теперь вернемся к первому варианту — переубедить мужа. У Вас все еще есть такое желание?
С уважением, Виктория Фридман
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина