Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Одежда, Подарки, Отношения с внуками, Свекровь, Установление границ
Свекровь дарит моим детям подарки, вещи, а мне это очень не нравится. Чувствую, что всё время нарушаются мои границы, и не могу чувствовать себя хозяйкой. Я ей не раз говорила: если хотите что-то подарить, спросите сначала нас... Но всё продолжается, она нас как будто бы игнорирует…
Я не могу одевать детей, как мне нравится, у детей забрать их вещь я не могу по Галахе (еврейскому Закону) и по-человечески. Человек просто делает с улыбкой то, что его просят не делать.
Как быть в этой ситуации? Чувствую себя плохим человеком, но закрыть глаза не могу и не хочу. N.
Уважаемая N.,
Простите, скажу что-то, что Вам наверняка не понравится. Мы не можем сказать другому человеку, даже если это свекровь, что дарить, а что не дарить.
Вам кажется, и с определенной точки зрения Вы правы, что свекровь нарушает Ваши границы и, несмотря на то, что ей уже не раз объясняли, продолжает делать по-своему.
Допускаю, что у свекрови естественное для многих бабушек желание побаловать ребенка, и то, что для Вас — постоянное нарушение Ваших границ, для нее — как раз те «пару раз», на которые Вы были согласны.
То есть, для дедушек и бабушек делать детям и внукам подарки — это потребность. Если она удовлетворена, они ощущают себя нужными и значительными.
И поэтому, Вы правы, она действительно нарушает Ваши границы. Но предполагаю, что не для того, чтобы Вас обидеть, а для своего — да, эгоистического — удовольствия. И удовольствие заключается в том, чтобы видеть детей нарядно одетыми по ее вкусу.
Обязаны ли Вы это терпеть? Нет, не обязаны. Но думаю, что действительно сложно отнять у детей вещи, которые бабушка им подарила. Можно попробовать надевать эти вещи не больше двух-трех раз. Или открыто сказать детям, что Ваш вкус — другой, чем у бабушки.
Но указать ей, что она имеет право дарить, а что не имеет, невозможно, как и любому другому человеку…
У любой проблемы есть только два решения: изменить обстоятельства — то, что в Вашем случае совершенно не получается, — или изменить свое отношение к этим обстоятельствам. То есть перестать видеть здесь вторжение на Вашу территорию, а увидеть потребность бабушки делать то, что в ее глазах идет на пользу внукам.
А тогда можно будет найти решение, что делать с этими вещами в отсутствие бабушки.
Еще раз повторяю: я уверена, что этот ответ покажется Вам призывом к насилию над собой. Но просто не вижу, как можно по-другому, без скандала решить эту проблему и избавиться от чувства вины.
Вот о чем мне рассказала одна знакомая. Свекровь не раз посылала ей свои ношенные вещи хорошего качества: дескать, размер подойдет. Понятно, что разница в возрасте составляла лет тридцать и вкус совершенно другой.
Муж приучил знакомую говорить «большое спасибо» и не надевать их. Вопросы, почему она их не носит, не задавались, ведь они со свекровью не проводили всё время вместе и у этой женщины, разумеется, были и другие вещи в гардеробе.
Если сделать так (не запрещая напрямую детям надевать эти вещи), то думаю, что и свекровь будет удовлетворена, и Вы не будете раздражаться. А Вы можете их передавать малообеспеченным семьям, которые очень порадуются такому подарку.
Желаю набраться терпения и снисходительности, потому что, к сожалению, чем старше свекровь будет становиться, тем больше она в Вашей снисходительности будет нуждаться.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.