«…И вышли сыны Исраэля вооруженными из земли египетской» (Шмот 13:18).
Т.е., когда евреи вышли из Египта, у них было с собой оружие. Почему же тогда они не сражались с египтянами, гнавшимися за ними до Красного моря?
Для чего понадобилось совершать для них чудо и заставлять море расступиться? Разве не затем они взяли с собой оружие, чтобы им пользоваться?
А в конце главы мы читаем, как на народ Израиля в Рефидиме напал Амалек. В войне с ним евреи, по-видимому, использовали то самое оружие, которое вынесли из Египта. Так почему же нельзя было использовать его и против самих египтян?
Здесь всё дело в вере. Когда человек верит в то, что любой успех приходит к нему с Небес, то каждое его усилие и старание может принести результат. Но если он связывает успех лишь с собственными талантами и усилиями, не ждет помощи Свыше, он никогда не преуспеет…
В этом и ответ на наш вопрос. Когда евреи вышли из Египта, их вера еще не была достаточно прочной. Можно было опасаться, что, если им придется воевать против египтян, они решат, будто успех зависит от них самих и от оружия. А тогда точно не смогут победить, даже с самым лучшим вооружением.
Вот почему Творец по милости Своей не позволил им вступить в сражение и спас их от рук египтян с помощью чуда.
Но когда в результате этих чудес евреи достигли вершины веры, как сказано: «…и поверили в Б-га и в Моше, раба Его» (Шмот 14:31), им уже можно было воевать с оружием в руках. Ведь если они знают, что победа зависит от воли Творца, и полагаются на Него, они смогут одолеть врага. (Лэламедха)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина