«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю… между Параном и Тофэлом, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заавом…» (Дварим 1:1). Раши комментирует: «“между Параном” — так он упрекает их за то, что они сделали в пустыне Паран из-за разведчиков[i]. “и Хацеротом” — так он сказал им: следовало вам извлечь урок из того, что сделал Я с Мирьям[ii] в Хацероте за ее злословие, но вы пошли по прежнему пути».
Из комментария Раши следует, что Моше дважды упрекал евреев за один и тот же грех. Один раз — за сам грех, а второй — за то, что не извлекли урока из истории с Мирьям. Зачем понадобилось такое двойное увещевание? Разве недостаточно было упомянуть только Паран, намекая на грех разведчиков?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
В еврейском квартале Франкфурта находилась квартира раввина города — гаона раби Натана Адлера[iii]. Он жил на верхнем этаже, рядом с его комнатой находилась маленькая синагога, где он молился со своими учениками по молитвеннику святого Ари[iv] — с сефардским произношением, с ежедневных возношением рук и т.д.
Нижний этаж принадлежал общине, которая арендовала его для организации различных торжеств.
Как-то вечером в этом зале праздновали свадьбу одного бухгалтера с франкфуртского завода. Это было вечером в четверг, когда раввин с учениками занимался в синагоге, разбирая сложные разделы Гмары. Сначала снизу просто раздавалось громкое пение, а затем послышались и непристойные шутки, оскорблявшие слух.
Раби Адлер отправил туда ученика, который впоследствии стал известен как Хатам Софер[v], — чтобы тот попросил присутствующих воздержаться от подобного поведения. Раби Моше Софер немедленно поспешил в зал, хотя хорошо представлял себе, как может отреагировать пьяное сборище.
Просьба Хатам Софера не подействовала, гости и хозяева продолжали веселиться на свой непристойный лад. Раввин велел ученику пойти к ним снова и предупредить, что дело может кончиться очень плохо… И снова раби Моше поспешил выполнить указание учителя.
На сей раз слова ученика не проигнорировали. Сам жених подошел к нему и сказал, что если тот явится еще раз, его изобьют без пощады. Ученик вернулся к раввину и сообщил об этой угрозе. Но раввин отправил его туда в третий раз…
Преданный ученик отправился выполнять поручение. Не успел он и рта раскрыть, как жених нанес ему мощный удар в лицо, затем еще и еще. Присутствующие с удовлетворением взирали на это и не даже пальцем не шевелили, чтобы выручить раби Моше.
Раби Моше поднялся к учителю, согнувшись от боли. Раввин, разумеется, всё понял и велел ученикам готовиться наложить херем[vi] на того, кто нанес столь дерзкое оскорбление Торе.
В полночь десять юношей из его бейт-мидраша (дома учения) собрались и протрубили в шофары. Один из них читал текст отлучения, а остальные с полным сосредоточением и необходимым настроем отвечали «амен».
Наступил рассвет, и празднующие разбрелись каждый своей дорогой. Пьяный жених, утомленный бессонной ночью, упал, как только вышел на улицу. Он ударился головой о металлический прут, торчавший из стены, и умер на месте. Свое наказание он получил сразу же.
Слух об этой истории распространился, и все надеялись, что после гибели незадачливого молодожена в городе воцарится покой. Кара Свыше свершилась на глазах у всех, и кто же теперь не убоится поднимать руку на мудрецов Торы?!
Но именно после этого целая группа хулиганов развернула настоящую подстрекательскую кампанию против раби Натана. Многие из них участвовали в похоронах жениха и пообещали отомстить тем, кто изучает Тору. Словно и не видели собственными глазами, как погиб их друг, поднявший руку на талмид-хахама[vii].
Гаон раби Натан Адлер говорил об этом: иногда человек совершает определенный грех, и на Небесах решают его наказать. Но если другие, даже увидев кару своими глазами, не могут выучить урок и продолжает злодействовать, то с них взыскивают Свыше не только за сами поступки, но и за отказ сделать выводы.
Здесь и ответ на наш вопрос. Приведем его так, как он сформулирован у Маараля[viii] в книге «Гур Арье».
В истории с разведчиками народ Израиля согрешил дважды. Прежде всего, принял на веру слова разведчиков, которые очерняли Страну Израиля, и отказался уповать на Б-га. Но была к евреям и другая «претензия». Ведь они уже видели, как Мирьям была наказана за «злословие» о Моше. Им следовало сделать выводы и не повторять подобный грех, не злословить о Земле Израиля. Но они выводов не сделали. (Лэламедха)
[i] См. «Грех разведчиков».
[ii] См. «Язвы цараат — наказание за злословие»
[iii] Раби Натан бар-Шимон а-Коэн Адлер (5502-5560 / 1741-1800, Франкфурт-на-Майне) — выдающийся каббалист. Единственный из выдающихся ашкеназских мудрецов молился и изучал Тору, произнося слова святого языка по-сефардски, поскольку именно так говорили в Земле Израиля. Сефардский вариант произношения перенял у посланца из Цфата раби Хаима Модаи, от которого получил каббалистическую традицию и, в частности, наследие Аризаля.
[iv] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
[v] Раби Моше бар-Шмуэль Софер (Хатам Софер; 5523-5600 /1762-1839, Германия, Венгрия) — главный раввин Пресбурга (Братиславы), один из духовных лидеров евреев Европы, одним их самых авторитетных законоучителей своего поколения. Борец с массовой ассимиляцией еврейского населения.
[vii] Знаток Торы (буквально «мудрый ученик» или «ученик мудрецов»).
[viii] Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Согласно преданию, изготовил голема (биоробота) для защиты евреев города. «Гур Арье» — комментарий Маараля на Пятикнижие, углубленно анализирующий классический комментарий Раши.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.