Почему праздник Шавуот называется «Ацерет» (можно перевести и как «задержка»)? Потому что в тот день, когда была дарована Тора, был дан и метод, путь, благодаря которому народ Израиля может «удержаться», остановиться, не пойти за своим злым началом.
«Размышлял я о путях своих и обращал стопы своим к заповедям Твоим» (Тэилим 119:59). Сказал царь Давид своему злому началу, что всего лишь идет на рынок, а на самом деле пошел в бейт-мидраш (дом учения). Так и нужно действовать против злого начала. Говорить ему: «Поучусь еще пять минут». А через пять минут снова: «Я уже заканчиваю и иду домой, только вот еще пять минут». И так «морочить ему голову», сколько возможно…
Один еврей хотел пересечь границу с тележкой, полной песка.
— Остановись! Высыпь песок! — велел ему таможенник. — Хочу проверить, что ты под ним прячешь.
Еврей высыпал песок, но под ним ничего не было.
Еврей вновь насыпал песок, пересек границу, затем вернулся — и так десятки раз. И каждый раз таможенник проверял его, думая, что еврей пытается «приучить» его к этому странному зрелищу и, возможно, в какой-то момент провезет под песком контрабандный товар. Но каждый раз находил лишь песок.
Целый день чиновник наблюдал катание тележек, а потом сломался:
— Хватит! Мне надоело! Скажи, что ты провозишь, а я обещаю, что тебе ничего не будет!
Еврей пытался увильнуть:
— Ты ведь сам убедился, что я вожу лишь песок!
— Не может быть! Вы, евреи, — хитрые. Не может быть, чтобы ты целый день катал песок. Открой мне, что ты делаешь, а я гарантирую тебе безопасность.
Еврей поведал:
— Ты искал секрет в песке, а я тем временем провозил новые тележки!
Наша задача в мире — провозить «тележки» под носом у злого начала. И это не тележки с песком, а тележки с заповедями, Торой и добрыми делами. (Ма Ахавти Торатэха)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.