Праведный раби Иссахар-Дов из Бельза[1] говорил, что его отцу — святому праведнику раби Йеошуа[2] — рассказывали: автор книги «Бней Иссахар»[3] любил ходить по улицам Динова в ночь Песаха, чтобы слушать, как жители города проводят святой Седер.
Проходя мимо дома одного простого еврея, он услышал:
— О четырех сыновьях говорит Тора…
Один! — закричал вдруг закричал хозяин громко, словно читая Шма, — мудрый,
Один! — греховный,
Один! — наивный,
Один! — который не умеет спрашивать.
Раби не мог не заглянуть в дом, ему очень хотелось понять, в чем смысл этих громких возгласов, почему этот еврей из отрывка о четырех сыновьях сделал «Шма Исраэль». Хозяин дома ответил:
— Я простой еврей, и отец научил меня, что нужно с особой силой произносить слово «Один».
Раби Иссахар из Бельза сказал, что, когда его отец услышал об этом, он изменился в лице. Так раби Иссахар понял, что здесь скрыт намек на нечто великое и важное. Он объяснил это так. Тора говорит: «Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Всесильный ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте. Я Б-г, Всесильный ваш. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Б-г, Всесильный ваш» (Ваикра 19:2-4).
Это говорит нам: есть евреи, достигшие святости, для которых Всевышний действительно является Б-гом. Есть евреи, для которых трепет перед родителями — как трепет перед Небесами, и они соблюдают субботу. Для них тоже Всевышний — их Б-г. А у некоторых и этого нет, но они хотя бы не служат идолам, а значит, Всевышний также является их Б-гом.
Таким образом, «Один» несет исправление каждому из четырех сыновей!
Еще кое-что об исправлении узнаем из ответа сыну, который не умеет задавать вопросы. Сказано: «Ты открой ему», причем слово «ты» в данном случае женского рода: ат, а не ата. Этому есть несколько объяснений. Одно из них: мать больше старается подобрать правильные слова для каждого из детей, чем отец, а сын, который не умеет спрашивать, нуждается в более мягком подходе. Как при любой учебе: начинают обучать детей понемногу и мягко и лишь постепенно увеличивают нагрузку (Мэкарван лэ-Тора).
[1] Раби Иссахар-Дов Рокеах (5614-5687 / 1854-1926, Восточная Галиция), глава белзских хасидов.
[2] Раби Йеошуа из Бельза (5585-5654 /1825-1894, Восточная Галиция), глава белзских хасидов.
[3] Раби Цви-Элимелех из Динова (Дынува; 5543-5601 / 1783-1841, Галиция), хасидский наставник, автор книги «Бней Иссахар».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.