Темы: Воспитание детей, Оцарот, Изучение Торы, Бейт мидраш, Хедер
«И сказал Господь Моше: объяви (буквально: скажи) священникам, сыновьям Аароновым, и скажи им: (никто из них) да не осквернится (прикосновением к умершим) из народа своего» (Ваикра 21:1).
Так начинается наша недельная глава. Почему повеление «скажи» повторяется дважды? Раши комментирует: «“Скажи… и скажи” — (написано дважды), чтобы предостеречь взрослых об (опасности, угрожающей) детям». Обязанность сохранения чистоты — очень строгая: взрослые несут ответственность за чистоту детей и должны беречь их от осквернения. Эти слова Торы имеют значение не только для коэнов и не только в ситуации прикосновения к умершему.
Всегда, во все времена существовало два пространства: улица и бейт-мидраш (дом учения). Еще две тысячи лет назад те, кто изучал Тору, благодарили Творца за то, что «Он дал им удел среди сидящих в доме учения, а не среди сидящих на перекрестках (т.е., бездельников».
Нашему праотцу Яакову, обитающему в шатрах, противопоставлен Эсав, человек поля, проводящий время «снаружи». Бейт-мидраш — это место света, смысла, продвижения, а улица — место тьмы, пустоты, деградации.
Но никогда еще улица не была настолько грязной, как в наши дни, не была в такой мере местом соблазнов и осквернения. Одежда не скрывает «анатомии». Рекламные щиты бьют по глазам. СМИ без устали льют грязь. Теперь обязанность, возложенная Торой на родителей, становится вдвойне актуальной: «Скажи и скажи!» Тора предостерегает взрослых о риске, которому подвергаются их дети. Насколько важно оберечь их от скверны, от пагубного влияния улицы! И сделать это можно лишь одним путем: приучить их к бейт-мидрашу, месту чистоты (Бэха Батахну, Вавэй а-Амудим).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.