Темы: Недельная глава, Ницавим, Ваелех, Заповеди, Рассказы
«Скрытое — это Господу, Б-гу нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого» (Дварим 29:28).
Рамбам (Морэ Нэвухим — «Путеводитель колеблющихся» 3:48) пишет, что все заповеди Торы, включая те, что кажутся нам непостижимыми, на самом деле имеют смысл, который в свое время станет нам доступен.
Рамбан, комментируя этот стих в Дварим, приводит цитату из Мидраша (Бемидбар Рабба 19:4): «Вещи, скрытые от вас в этом мире, станут ясными в мире будущем. Это можно уподобить тому, как у слепого открываются глаза. Ведь ничто не мешает нам постичь смыслы Торы, кроме слепоты нашего разума».
Автор книги «Толдот Авраам» так объясняет этот стих: есть понятные заповеди, а есть такие, смысл которых скрыт. «Скрытое — это Господу, Б-гу нашему», ибо лишь Он знает их смысл. «…а открытое — нам и сынам нашим»: если заповедь понятна, то ее понимают все. Но всё это лишь ад-олам («навечно»; буквально: «до мира») — пока не наступит будущий мир, в котором мы поймем всё.
Как связано уважение к родителям с изучением Торы?
Рассказывает рав Тойсиг:
Я видел, как раби Шмуэль а-Леви Вознер приехал утешать адмора (хасидского наставника) из Надворны, автора книги «Беэр Яаков», у которого умерла мать.
Рав Вознер просидел с адмором почти сорок минут. Там вспоминали праведницу, рассказывали истории сладкие, словно капли меда… И тогда рав Вознер неожиданно сказал:
«Есть известная история о раве Шмуэле Ангеле. Когда ему было семь лет, он потерял зрение. Его преданная мать обошла с ним всех врачей и известных профессоров, но никто не мог ничего сделать.
В горе она поехала в Цанз и вместе с ребенком пришла к святому раву, автору “Диврей Хаим”.
— Раби, — сказала она, — мой ребенок перестал видеть!
Ребе из Цанза обратился к ребенку:
— Если Всевышний вернет тебе зрение, что будешь делать?
— Смогу учить Тору! — ответил мальчик.
— А заповедь почитания родителей исполнишь? — спросил ребе.
— Конечно.
— Тогда, — продолжил ребе, — если обещаешь, что используешь глаза для изучения Торы и будешь уважать родителей, благословляю тебя, чтобы ты видел и помогал видеть другим.
Через несколько дней к ребенку вернулось зрение. Без операции, без лекарств — без всякого медицинского вмешательства. Обещания ребенка и благословения ребе оказалось достаточно».
Рав Вознер продолжил: «Все знают восемь томов респонсов рава Ш. Ангела. В этих восьми томах — ответы на вопросы, которые ему присылали со всех концов Польши и Галиции раввины и судьи, по всем разделам Торы. А рав Ангел говорил, что верит всем сердцем: эту способность определять, каков закон в каждом конкретном случае, и отвечать на любые вопросы по Торе он обрел благодаря благословению автора “Диврей Хаим”: “Чтобы ты видел и помогал видеть другим”. Что значит помогать видеть другим? Просветлять их глаза светом Торы».
Но ребе из Цанза связал изучение Торы с почитанием родителей. Почему? Адмор из Надворны, выслушав рассказ рава Вознера, объяснил связь:
«В мидраше “Тана дэ-Вэй Элияу” сказано: тем, кто проявляет уважение к родителям, Всевышний обещает, что они не нарушат случайно субботу и спасутся от всякого иного греха. Но, поскольку главная цель жизни еврея — изучать Тору, из этого без сомнения следует, что, оберегая от греха, заповедь уважения к родителям приносит успех и в учебе. Вот вам хорошее средство и для защиты от грехов, и для продвижения в Торе». Постараемся же тщательно выполнять заповедь почитания родителей, так как Всевышний видит в нашем уважении к родителям уважение к Себе (Кводам шель Исраэль).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина