«Помни дни мира» (32:7). Закончились дни трепета — настало время обернуться и посмотреть, в чем мы изменились. И если мы придем к выводу, что эти дни прошли над нами, не оставив следа, возникнет вопрос: неужели мы настолько опустились, и сердце наше настолько очерствело?
Чтобы не дать место отчаянию, приведем историю, рассказанную раби Нахманом из Бреслава.
Жил один праведник, который критически рассматривал свои поступки. А праведники, как известно, находят у себя недостатки. И одолело его из-за этого большое уныние.
Хотел он радоваться, но чему тут порадуешься? Ведь его заповеди — словно половина, треть или четверть от того, что должно быть. В итоге он решил: «Будь, что будет, но все-таки треть или четверть у меня есть, а значит, я удостоился служить моему Творцу».
Начал он радоваться от того, что Б-г создал его евреем. «Счастлив я, как хороша участь моя, и как прекрасен удел мой!» И так продолжалась и росла его радость, пока он не почувствовал, как от нее он стал все больше подниматься вверх. И не только дух его возвышался, но и само его тело поднималось ввысь, парило в небесах. Какое удивительное переживание!
В самый разгар радости ему стала досаждать одна мысль: ведь природа радости такова, что она усиливается, пока не достигнет пика, а затем угасает. И если он за это время увидел необозримые просторы, поднялся через миры, взобрался на вершины, кто знает, какое расстояние он уже прошел и куда затем приземлится? Сам он не терял уверенности в том, что Творец позаботится о нем. Но что скажут его родные, когда он не вернется домой? Позовут на помощь, начнут искать и ничего не найдут…
Эта мысль засела у него в уме и погасила радость. Стало ясно, что весь его полет начался из-за радости, а теперь подошел к завершению. Начав беспокоиться, наш праведник стал терять высоту. Постепенно он снижался, а сердце его тревожилось: куда же он приземлится?
Он почувствовал твердую почву под ногами. Оглянулся — он в той же самой комнате, где и был. Раби Нахман говорит об этом так: «Он понял и увидел, что находится точно в том же месте, где был вначале, и совсем не сдвинулся, разве что на толщину волоска, которую человеку не измерить, и лишь Б-г знает ее. Праведник сильно удивился: он так высоко парил в мирах, а здесь внизу совсем не сдвинулся. Ему показали, что в глазах Б-га даже малое движение на один волосок в этом мире настолько дорого, что перед ним ничего не стоят тысячи миров и верст!»
Очевидно, это всего лишь притча. В месяц Элул, в Рош а-Шана и Йом Кипур мы «парили», испытывали глубокие переживания и страх суда. Но после этого «приземлились» и стоим на том же самом месте. Печально думать об этом…
Ответ в том, что это не так! Эти святые дни, несомненно, повлияли на нас. И даже если мы сдвинулись всего на толщину волоса, мы все равно не представляем, как драгоценно для Всевышнего это движение! (Веигадта)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.