«Как орел пробуждает гнездо» (32:11). В книге Шивхей Ари рассказывается: «Однажды святому Ари сказали: Учитель наш, светоч Израиля, почему Вы не напишите хотя бы одну книгу с изложением Вашей мудрости, чтобы осветить глаза следующим поколениям?
На это он ответил: Если даже весь тростник станет перьями для письма, и все моря — чернилами, и люди — писцами, а небеса — пергаментом, этого будет недостаточно, чтобы записать мою мудрость. Когда я открываю уста, чтобы произнести какую-то из тайн Торы, благодать умножается во мне, как бурный поток. И я ищу пути, как бы открыть вам хотя бы один узкий и тонкий канал, чтобы вы смогли ее выдержать. Ведь если я дам слишком много, вы все потеряете, как младенец, который задыхается, если в горло его войдет сразу слишком много молока».
Автор книги «Ховот а-Левавот» предостерегает человека и в отношении самого себя: «Остерегайся избытка и преувеличения без меры, чтобы не пропасть! Избыток масла в свече становится причиной ее угасания. Если же преподаешь другим, нужно следить за этим в семь раз больше!»
Уже случалось, что слова рава, сказанные с большой высоты без объяснений, были неверно поняты, и ученики уходили на дурной путь, грешили и вводили в грех других, основывая еретические школы.
Кроме того, нас предупреждают, чтобы рав не говорил вещей, которые на первый взгляд кажутся странными и становятся понятны только после размышления. Ведь над ними могут и не размышлять, а сразу начать их отрицать, и тогда вера в этого рава и его Тору пошатнется.
Все это относится не только к качеству — чтобы произносимые слова не были слишком глубоки и загадочны — но и к количеству. Не следует чрезмерно перегружать слушателей, иначе это вызовет у них отторжение. Когда раби Элиэзер Великий выразил желание изучать Тору из уст рабана Йоханана бен Закая, тот преподавал ему по две алахи в день и не более.
Давайте же исполним повелительную заповедь Торы: «И иди путями Его». «Как орел пробуждает гнездо, парит над птенцами своими». Раши комментирует: «Орел милосерден к своим детям. Он не влетает в гнездо внезапно, пока не похлопает крыльями среди деревьев и между ветвей, чтобы дети проснулись, и чтобы у них были силы встретить его. Он парит над птенцами — не наваливается на них, а парит, касаясь и не касаясь. Так и Святой, благословен Он, когда пришел даровать Тору, открылся им не с одного направления, а со всех четырех…»
В Мидраше (Шмот Раба 34:1) сказано, что Всевышний не обременяет Свои творения хлопотами. Он приходит к человеку лишь в меру сил его. Когда Он даровал Тору, если бы явился евреям в полную силу, они не смогли бы выдержать, как сказано: «Если еше продолжим слушать голос Б-га, умрем» (Дварим 5:22). Он явился им лишь в меру их сил, как сказано: «Голос Б-га в силе». Здесь говорится не «в Его силе», а просто «в силе» — в меру сил каждого человека.
Рабейну Бехайе (Шмот 3:1) написал: «Мы видим, что Святой, благословен Он, приучал евреев при даровании Торы постепенно. Сначала им были даны несколько заповедей в Маре, затем — десять речений у Синая, а затем — Тора была дана целиком в землях Моава». В этой связи он толкует Писание: «Познаем, погонимся за знанием Б-га»: кто хочет прильнуть к Б-гу и угнаться за постижениями, должен знать, как это сделать — «Как рассвет, верен выход его» (Ошеа 6:3). Как солнце не восходит внезапно во всей своей силе, а посылает свои лучи из-за горизонта понемногу, пока к нему не привыкают все больше, так нужно привыкать и к духовной благодати.
«Воспитывай отрока согласно пути его, и когда состарится, не сойдет с него». «Согласно пути его» означает приучать его к одному и к другому, насколько способности его разума позволяют. Ведь к совершенству всех качеств не приходят за один раз (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.