Оправдание на суде
Знак месяца Тишрей — Весы. А каков размер весов? Бывают крохотные весы, чтобы взвешивать бриллианты; побольше — для лекарств; еще больше — в продуктовом магазине; а самые большие — весы в виде моста для грузовиков. Но и они даже близко не стоят к весам грядущего Дня Суда, на которых будут взвешиваться наши поступки за прошедший год. «По мгновениям проверяешь его» (Иов 7:18) — учитывается каждая секунда, каждое отдельное действие: «Ибо за каждое действие приведет Всесильный на суд» (Коэлет 12:14).
За одну минуту (а в году более полумиллиона минут) можно произнести двести слов во время изучения Торы.
Приведем историю.
В свое время праведный гаон Элияу Давид Слаткий учился в паре с праведным гаоном раби Давидом Беараном. В одном месте им было трудно понять мнение Тосафот, и они долго размышляли над ним, пока вопрос не прояснился, и их глаза осветились.
Раби Элияу Давид сказал: «А ведь за то время, пока мы занимались глубоким анализом, мы могли произнести тысячи слов и тем самым исполнить тысячи отдельных бесценных заповедей!»
Раби Давид ответил ему: «Несомненно, от каждого слова при изучении Торы создается великий и грозный ангел. И даже если мы весь день повторяем слова: “Сестра Лота — Тимна” (Берешит 36:22), нам дается награда за изучение Торы. Но если произнести их с пониманием и со всей глубиной, от этого возникают во много раз более величественные ангелы. А значит, горстка ангелов, созданных нашим усердным размышлением и анализом, превосходит по достоинствам тысячи ангелов, которые появились бы на свет от простого произношения слов Торы» (Адрат Кодеш 53).
В Рош а-Шана, в первый день месяца Тишрей, все наши поступки возлагаются на чаши весов. Заповеди кладут на одну чашу, и она оказывается переполнена. Ведь вера — это уже одна заповедь, а мы все верующие, дети верующих. И проживание на Святой Земле — отдельная заповедь. Кроме этого, есть шаббат и праздники, где каждое мгновение считается заповедью. И все их превосходит заповедь изучения Торы: каждое слово, даже слушание того, как другие читают Тору, — это повелительная заповедь, равносильная всем 613 заповедям вместе!
Значит, и вправду народ Израиля свят, и даже самые пустые среди него полны заповедей, как гранат. Об этом написал раби Йосеф Месас, главный раввин Талемсана в Марокко: «Комментаторы удивляются, как же мы говорим: “Как бедные и нищие, стучим мы в двери Твои” — ведь даже пустые среди нас полны заповедей, как гранат!»
К тому же, говорится, чтобы человек не открывал уста Сатану. Наши предки сказали: «Как Сдом, мы стали, Аморе уподобились». Что же ответил им пророк от имени Б-га? «Услышьте слово Б-жье, властители Сдома, внимайте учению Всесильного, народ Аморы» (Брахот 19). Зачем же мы тогда открываем уста Сатану, называя себя бедными и нищими, лишенными заповедей? Ведь тогда Сатан может заявить, что признание подсудимого подобно ста свидетельствам!
Объясняют это притчей о бедняке, который ходил по домам, собирая милостыню. Обычно бедным дают монеты не лучшего качества, поврежденные или стертые. Этот бедняк был одет в лохмотья и оборванное пальто с заплаткой поверх заплатки. У него была мечта — купить новое пальто к празднику. Он экономил каждую монету, ограничивая свой и без того скудный хлеб, пока не собрал требуемую сумму. Пошел он в магазин одежды и стал просить продавца жалобным голосом: «Пожалуйста, господин, соблаговоли продать мне одно из твоих пальто!»
Продавец проигнорировал его, отвернулся и стал обслуживать других покупателей.
Рядом стоял человек, который был изумлен этим зрелищем. Он обратился к бедному:
«Ты ведь не подарка ждал, а выразил желание купить пальто за полную стоимость?»
«Верно», — ответил бедняк.
«И скидки никакой не просил?»
«Ни копейки. Я покупаю по обычной цене на все мои сбережения», — ответил нищий.
«Удивительно! — воскликнул тот человек, — что это за перевернутый мир?! Обычно продавец бегает за покупателями и уговаривает их купить товар, пусть даже в долг. Он поворачивает товар всеми сторонами, перечисляет его достоинства, чтобы поймать покупателя, а тот уклоняется. Здесь же все перевернулось. Покупатель молит о том, чтобы ему продали по установленной цене и за наличные деньги, а продавец уклоняется. Возможно ли такое?»
«Все верно, — ответил бедняк, — но здесь нет ничего удивительного. Обычно продавец бегает за покупателем, но мне приходится просить и умолять, поскольку нет у меня ни золотых динариев, ни серебряных монет. Лишь мешочек, полный медяков, испорченных и покрытых ржавчиной, со стертыми изображениями. Только с большим трудом можно пустить их в торговлю. Ясно, почему продавец отворачивается и не спешит продавать мне пальто…»
Так и мы. Верно, что мы полны заповедей, как гранат, но эти многочисленные заповеди — плохая валюта. Когда проверяют каждую из них, она оказывается ущербной со всех сторон. Одна была исполнена в спешке, вторая — небрежно, третья — по привычке и без осознания, а четвертая — с примесью эгоистических интересов…
Поэтому мы и говорим: «Как бедные и нищие, стучим мы в двери Твои». Не как бедные, у которых вообще ничего нет, а как принесшие свои медяки и по-прежнему нуждающиеся в большом милосердии, чтобы на нас обратили внимание; чтобы наши заповеди сочли за полноценные и достойные. «В двери Твои стучим мы, Милостивый и Жалостливый, не отсылай нас с пустыми руками от Себя» (Нахалат Авот).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.