«И увидит его коэн, и признает его нечистым» (13:3). В Мишне, трактат Негаим, мы учим закон, относящийся к нашей недельной главе: «Не смотрят на две проказы сразу, а смотрят на одного, закрывают его или отпускают, и возвращаются к другому». Источник этого закона — во фразе из Торы: «И увидит его коэн, и признает его нечистым». Его — одного. А почему в самом деле нельзя осматривать сразу двоих? Это сделало бы систему более эффективной, ускорило бы процессы. Наш учитель раби Йосеф Каро в своих толкованиях объяснил это: «Причина того, что не осматривают две проказы вместе, — в том, что прокаженный считается словно мертвым. Признавая его нечистым, коэн словно убивает его. А мы учим: если Санедрин приговаривает к смерти раз в семь лет, он называется безжалостным, и не судят в один день по двум делам, где может быть вынесен смертный приговор».
Это волнующие слова, когда мы сравниваем их с сегодняшней образовательной системой. У нас набирают классы по сорок детей и обучают всех вместе. Потом всем вместе делают экзамен и проверяют все экзамены за один вечер, как на конвейере. Но постойте! Разве каждый ученик — это не целый мир? У каждого свои таланты, своя уникальность. У каждого свои особые условия дома, свои сомнения и проблемы. Иногда оценка на экзамене или в аттестате способна изменить судьбу. Как можно сделать это коллективно и оптом? Речь ведь идет не об апельсинах или картошке. Это дети, живые души! Еврейские, тонкие и чистые души.
Мы не пытаемся изменить мир и не хотим просто жаловаться на ситуацию. Однако вспомним, что в святой Торе ни разу не упомянута школа. Школа — это более позднее изобретение.
Тора возложила на отца ответственность за воспитание ребенка, зная, что он уделит внимание каждому с учетом его способностей и талантов. Он будет «воспитывать отрока согласно пути его» (Мишлей 22:6).
Со временем мудрецы учредили школы для детей (Талмуд Тора), ограничив число учеников двадцатью пятью в одном классе. Если примут хотя бы одного дополнительного ученика, нужно брать и еще одного преподавателя, чтобы он заучивал с ними материал (Бава Батра 21 а). И если хотя бы один ученик не будет знать выученное как следует, вина за это будет висеть на шее учителя. Почему он не уследил, почему не обратил внимание? Такого учителя назовут «делающим работу Б-жью обманом», и он будет заслуживать смерти с Небес (Яд Рама).
Если же школа не выполняет свое предназначение, и из-за различных уважительных причин учитель не может формировать личное и эмоциональное отношение с каждым учеником, мы не имеем претензий. Просто в таком случае ответственность снова возвращается к родителям. Школа даст знания, а родители — личное внимание, чувства, поддержку, понимание (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?