Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек падает в яму, полную змей и скорпионов, его жене разрешают выйти замуж — потому, что нет сомнения: его укусят (и он умрет). А как же Йосеф вышел оттуда целым и невредимым?

«…а яма эта пустая, не было в ней воды» (Берешит 37, 24). Аризаль спрашивает: откуда нашим мудрецам известно, что, если в яме не было воды, то в ней были змеи и скорпионы? Почему не песок и камни или грязь? И отвечает: сказано в Торе: «а яма эта пустая», значит, полностью пустая, абсолютно. Но затем Тора продолжает: «не было в ней воды». Это значит, что там было что-то другое. Но как согласуются между собой эти две части стиха? Дело в том, что там были змеи и скорпионы, прятавшиеся в норах и ходах в «стенках» ямы. Так, с одной стороны, яма была абсолютно пустой, а, с другой стороны, в ней обитали змеи и скорпионы.

Так Аризаль разрешает противоречие, на которое указали наши мудрецы (Талмуд, Йевамот 121 б): «Если человек падает в яму, полную змей и скорпионов, его жене разрешают выйти замуж — потому, что нет сомнения: его укусят (и он умрет). А как же Йосеф вышел оттуда целым и невредимым?» Дело в том, что змеи кусают, когда человек падает на них — так они пытаются защититься. Но, когда они прячутся в норах в стенках ямы, нет уверенности, что они укусят. Так Йосеф-праведник остался жив.

Человек, «не наполненный Торой, но наполненный змеями и скорпионами», считается мертвым. Преступники выглядят живыми, двигаются и разговаривают, но всё это — только внешне, только иллюзия. «Человек, пребывающий в великолепии, но неразумный, подобен животным погибающим» (Тэилим 49, 21) — если он одарен всеми возможными талантами, но не использует их, т. е. может учить Тору, но вместо этого набивает голову злоумышлениями и раздорами, он уподобляется «животным погибающим». Комментирует раби Симха-Буним из Пшисхи: сравнение с животными — это для них еще похвала, а вот с «животными погибающими» — уже вызывает дрожь…

Мы должны знать, что, даже если настал тяжелый час и даже если внешний мир сияет и манит, мы обязаны учить Тору, потому что она для нас — эликсир жизни, и важно помнить мидраш: «Это как в истории с конем, которому предложили: давай, отрежем тебе голову, зато насыплем корма полной мерой. Ответил им конь: глупцы вселенские, если вы отрежете мне голову, кто будет есть всё это!»

Я слышал пример, который приводил рав Яаков Галинский зацаль: приходит человек к врачу, жалуется: «Доктор, у меня болит здесь, где ребра». Существует масса средств от этой проблемы — от обезболивающих таблеток и упражнений до операции. Но врач прежде всего поинтересовался, когда пациент чувствует боль — постоянно? Больной ответил: «Нет, только когда дышу». Ответ врача был: «Тогда процедур не нужно. Не дышите — и болеть не будет». Так просто всё… Может, этот человек и врач, но уж точно — не в своем уме. Потому что все понимают: не дышать — это не выход. Дышать все равно необходимо, даже если больно. А болезнь, конечно, надо лечить. Но прежде всего — дышать (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.