«И вот караван измаилитов… и верблюды их везут пряности, бальзам и лот» (37:25). Если мы проследуем вместе с праведным Йосефом на протяжении всего сюжета, то увидим, что даже в самых мрачных местах, куда он попадал, Творец всегда посылал ему луч света, по принципу «В теснине Ты дал мне простор» (Теилим 4:2). Всевышний словно сказал ему: «Сын мой, хоть ты и удален от своего отца, но Я, твой Небесный Отец, нахожусь рядом с тобой. Я поведу тебя туда, куда ты движешься».
Все началось в яме, куда бросили Йосефа. В этой яме ползали змеи и скорпионы, которые чудесным образом не повредили ему. Несомненно, Йосеф видел вокруг себя этих гадов, которые не хотели к нему приближаться. Он чувствовал, что даже в темной яме Б-г пребывает с ним.
И когда измаильтяне привезли его в Египет, скорее всего, он переживал крайне тяжелое состояние. Он был избалованным ребенком своего отца, а теперь его вели как последнего из рабов… И кто же продал его, обеспечив ему такое скверное и неопределенное будущее? Ни больше, ни меньше, как его же собственные братья — плоть от плоти.
Но и здесь краем глаза он замечает улыбку своего Небесного Отца, который намекает ему, что находится рядом. Йосеф знал, что обычно эти торговцы возят с собой на продажу дёготь и нефть, запах которых непереносим. Но в этот раз они сделали исключение и повезли благовония с прекрасным ароматом. Йосеф вдохнул его и наполнился надеждой.
Любой человек, находящийся в беде, может открыть улыбку Отца, присматривающего за ним с небес. Нужно лишь обратить внимание и заметить свет Его лица. Йосеф именно так и сделал. Это провидение поддерживало его, чтобы он не пал в кризисные моменты жизни.
Это доброе и уверенное чувство выразилось в наполненных упованием словах царя Давида (Теилим 23:4): «Даже когда пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла». Почему? «Ибо Ты со мной». Дальше Давид продолжает: «Прут Твой и опора Твоя — они утешат меня». Даже когда Всевышний бьет прутом наказания, мы все равно чувствуем опору, и это нас утешает.
Чему это можно уподобить? В один прекрасный день захотелось сыну царя пойти в лес на охоту. В своем походе он углубился в лесную чащу и не заметил банду разбойников, подстерегающую прохожих.
Но разбойники тотчас заметили его. «Это сын царя», — сказал один из них. Не долго думая, они решили совершить злодеяние — схватить сына царя, и в один момент напали на него. Он изо всех сил пытался спастись от них, но что он мог сделать против шайки убийц. И вот его увели, связанного и униженного, к неизвестному будущему.
В тот момент один крестьянин, который жил неподалеку, высматривал в лесу, какие деревья лучше нарубить для дров на зиму. Оставаясь вдалеке, он увидел, что произошло, и решил поспешить на подмогу к сыну царя. С неимоверной силой, вооруженный топором, он сумел освободить царского сына от пленивших его и отвел его к себе домой.
Тем временем в столице начался шум: куда пропал принц? Отряды солдат были посланы во всех направлениях для его поиска. Лишь спустя несколько дней, его обнаружили в доме у крестьянина возле леса.
Солдаты выразили крестьянину благодарность от имени царя за спасение и попросили передать им принца, чтобы доставить его во дворец. Но они были удивлены, когда крестьянин отказался возвращать «пропажу». Возмущенные его дерзостью, они вернулись и доложили царю.
Царь также был удивлен, но подумал: «Возможно, этот крестьянин хочет почестей… в конце концов, это ведь он спас моего любимого сына от смерти. Отправлю к нему делегацию из князей».
Но и их тоже ждал отказ. «Царский сын останется у меня!» — воскликнул крестьянин.
На этот раз царь не мог уже сдержать гнев. Он направил письмо в дом крестьянина, в котором было приказано вернуть принца до полудня пятницы, а неповиновение будет караться смертью.
Прошло два дня. Ожидание становилось все более напряженным. «Придет ли сегодня крестьянин или нет?» — эта мысль была у всех на уме. И вот уже настала пятница, утренние часы прошли, и пробило 12. В этот момент раздался стук в дверь царского дома.
Дверь отворили, и на пороге стоял ни кто иной, как наш крестьянин с принцем возле себя. Волнение в доме поднялось до максимума. Царь уже несколько дней не видел своего отпрыска. Слезы потекли из глаз родных и слуг, которые увидели эту трогательную встречу. Да и крестьянин расчувствовался больше всех, но через несколько минут понял, что он здесь лишний и повернулся к выходу.
«Секунду! — воскликнул царь, — я не стану тебя наказывать, поскольку это ты спас моего сына. Но не могу не спросить тебя: что это за издевательство?! Почему ты решил задержаться до последнего? Да и как вообще тебе пришло на ум ответить отказом солдатам и князьям, которых я присылал к тебе?!»
Крестьянин игриво улыбнулся и ответил: «Взгляните, Ваше Величество. Я простой крестьянин, живущий в лесной чаще. Жизнь у меня довольно скучная, я только рублю дрова, черпаю воду и иногда выхожу на охоту.
В один прекрасный день, — продолжил он, — я увидел, как банда разбойников нападает на юношу, и сразу понял, что это царский сын. Я нашел для себя приключение, которое добавит немного красок в мою однообразную жизнь. Я сразу же бросился спасать его и привел к себе домой. Я почувствовал себя важным: принц у меня дома! И когда прибыли Ваши посланники, я тотчас сообразил, что если отправлю принца во дворец, мое приключение сразу закончится, и останется лишь постоянная скука. Вот почему я решил тянуть время до тех пор, пока у меня остается выбор».
«Царь разгневался на меня, — продолжил крестьянин, — но я почувствовал райский вкус от того, что имею дело с Вами. Царь шлет делегацию, а я отказываюсь, царь пишет письмо, а я тяну время. Тихая жизнь приобрела вкус и цвет… но теперь, похоже, мое приключение подошло к концу, и мне придется скучать до следующего раза».
Что мы можем выучить у этого крестьянина? Даже когда приходят трудности и невзгоды, нужно помнить, кто стоит за происходящим. Везде видеть руку Б-га, помнить, что мы имеем дело не с какой-то злой судьбой. Это Царь царей собственной персоной говорит с нами! Мы находимся на связи с нашим Отцом, который решил, что нам надлежит пройти через эту трудность.
Видя с одной стороны прут, а с другой — опору, мы утешаемся (Оцротейну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.