Этрог — это нежный, чувствительный и уязвимый плод. Ботаники решили укрепить и защитить его и скрестили с лимоном. И действительно, они получили красивый и крепкий плод, средоточие всех достоинств. Один лишь у него был недостаток: такой этрог был непригоден, чтобы исполнить заповедь в Суккот.
Здесь заключен важный намек. Ведь этрог, по мнению еврейских мудрецов, символизирует сердце человека. Нельзя, чтобы в сердце была примесь чего-то постороннего. Там не могут действовать две силы одновременно. Сердце должно быть пронизано одним-единственным желанием — исполнять волю Творца, снискать благоволение в Его очах и удостоиться Его милости.
Наши учителя отыскали это же послание и в лулаве. Само это слово можно прочитать как «Ему сердце» (ло лев). «У пальмы есть лишь одно сердце», — сказали они. Раши комментирует: «У нее не расходится крона, но есть лишь один ствол с льстьями наверху. Так и у народа Израиля есть лишь одно сердце, устремленное к Отцу Небесному». Поэтому же «если кто-то видит во сне лулав, у того все сердце устремлено к Отцу Небесному». Суть в том, чтобы в сердце не было никакой мысли или желания, кроме как во исполнение воли Творца. Даже злое начало должно наполниться желанием совершать угодное Б-гу, и тогда два сердца станут одним.
Некоторые говорят: давайте «укрепим» чистое религиозное образование, примешав к нему посторонние науки и культуру других народов. А мы отвечаем: скрещенный этрог непригоден для заповеди. Оставьте сердца детей чистыми.
Конечно же, все сказанное относится и к нашим собственным сердцам (Майян а-Моэд).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.