«Как слепой, идущий наощупь во тьме» (28:29). К словам наших мудрецов о том, что Шхина пребывает над головой больного, было высказано немало пояснений. Маараль связывает это с текстом Писания: «Ибо с угнетенным и приниженным духом Я буду обитать». Чтобы лучше понять, как это происходит, расскажем о том, что нам довелось узнать в одной из больниц.
Однажды туда прибыл больной, вокруг которого быстро столпились врачи и медсестры. Было ясно, что здесь имеет место особый случай. Благодаря расспросам выяснилась удивительная история.
Этот человек был инвалидом, лишенным одной ноги. Он не мог ходить сам без костылей. Вдобавок, у него не было семьи. Родственников тоже было немного, и они лишь изредка навещали его. Он жил один в доме, и никого рядом не было.
Однажды этот одинокий человек упал у себя дома, и из-за страшной боли, вызванной падением, не мог сдвинуться с места. Даже до телефона он не был способен добраться.
Так лежал он много часов. Его стонов за пределами квартиры никто не слышал. Ни один из соседей не позодревал о том, что случилось.
Шел час за часом — можно вообразить себе, что происходило в уме этого человека. Какое чувство отчаяния овладело им от понимания того, что на помощь извне нет ни малейших шансов!
Бедный больной пролежал уже 10 или 20 часов и, кроме сильной боли, его мучали голод и жажда. Он чувствовал, что конец его близок. Разве можно представить более «угнетенного и приниженного духом»?
Теперь посмотрим, как Всевышний управляет миром. Когда Он решает спасти одно из Своих творений, никто не может воспрепятствовать этому.
У этого инвалида был один дальний родственник. Внезапно ему в голову пришла мысль заглянуть к нему домой и узнать, все ли нормально. Он подошел к квартире инвалида, постучал в дверь, но ответа не получил. Он стал звонить по телефону, но никто не брал трубку.
Родственник знал, что больной не выходит из дому, а потому продолжал стучать, пока вдруг не услышал с той стороны двери слабые стоны. Он позвал на помощь, дверь взломали и на полу обнаружили лежащего человека на последнем издыхании. Если бы дверь открылась еще на несколько минут позже, возможно, спасать было бы уже некого.
Отсюда мы можем сделать два вывода. Во-первых, в наши дни еще происходят явные чудеса. Перед каждым евреем открыты врата надежды, и он может ожидать чуда спасения.
Во-вторых, отсюда мы видим, кто настоящий Хозяин в доме. Он Владыка всех владык. Если постараемся всем сердцем выполнять Его волю, то спасемся от любых болезней и несчастий (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.